Положение
о порядке разработки адаптированных
образовательных программ для детей с ОВЗ муниципального
автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №29 «Даренка»
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о порядке разработки адаптированных образовательных
программ (далее – АОП) и адаптированных основных образовательных программ (далее –
АООП) для детей с ограниченными возможностями здоровья, (далее - дети с ОВЗ)
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад
№29 «Даренка» (далее – учреждение) разработано в соответствии:
со статьей 55 Федерального закона № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012;
с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013
№ 1155 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования" (п. 1.3);
С Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования",
- с с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 №28 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологических требований к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
с Уставом Учреждения;
с Основной образовательной программой Учреждения.
1.2. Положение определяет структуру, порядок разработки АОП/АООП учреждения.
1.3. АОП – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с
ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
1.4. АООП - это основная образовательная программа, адаптированная для обучения
группы лиц с ОВЗ, относящихся к одной категории лиц с ОВЗ, с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
1.5 АООП/АОП призваны обеспечить гарантии в получении воспитанниками учреждения
обязательного минимума дошкольного образования в соответствии с психофизическими
особенностями и возможностями, особыми образовательными потребностями
1.6. АОП разрабатывается группой педагогических работников в соответствии с особыми
образовательными потребностями лиц с ОВЗ, с учетом рекомендаций территориальной
психолого-медико-педагогической комиссии (далее ТПМПК) и рассматривается на
заседании психолого-педагогического консилиума учреждения, согласовывается на
педагогическом совете и с родителями (законными представителями) воспитанника с ОВЗ,
утверждается заведующим учреждения.
1.7. При проектировании АОП указывается отрезок времени, покрываемый реализацией
содержания Программы; формулируются цели; определяются задачи, конкретизирующие
цель; определяется содержание. Особое внимание при проектировании содержания следует
уделить:
- описанию тех способов и приемов, посредством которых дети с ОВЗ будут осваивать
содержание образования;
- планированию форм работы по реализации АОП;
- планированию участия в реализации АОП различных специалистов (учителя-логопеда,
воспитателей, педагога-психолога, и др.);
- включению в реализацию АОП родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ или
группы детей с ОВЗ со схожими нарушениями развития.
1.8. Решение о переводе ребенка с ОВЗ на образование по АОП принимается на основании
рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссии и при
согласии письменном заявлении родителей (законных представителей).
1.9. Положение об АОП вступает в силу с момента издания приказа «Об утверждении
данного Положения и действует до внесения изменений или до принятия новой редакции.
2. Порядок разработки адаптированной образовательной программы.
2.1. Основанием для разработки АОП является заключение территориальной психологомедико-педагогической комиссии (далее - ТПМПК) при наличии статуса у воспитанника
«Ребенок с ограниченными возможностями здоровья».
2.2. Программа разрабатывается на основании рекомендаций ТПМПК
2.3. При предоставлении родителями (законными представителями) ребенка с ОВЗ
заключения ТПМПК, в котором указана необходимость реализации АОП, родители
(законные представители) пишут заявление о согласии на обучение ребенка по АОП
(Приложение 1). После этого, в течение 2 недель проводится входная диагностика ребенка
специалистами Учреждения.
2.4. Входная диагностика проводится с целью уточнения рекомендаций ТПМПК. Если с
момента плановой диагностики ребенка прошло менее 3 месяцев, входная диагностика не
проводится.
2.5. Результаты диагностики обсуждаются на психолого-педагогическом консилиуме
(далее - ППк), на котором к рекомендациям ТПМПК возможно добавить уточнения по
сопровождению ребенка с ОВЗ (добавить кадровые и средовые условия реализации АОП).
2.6. Воспитатели, во время диагностики, исходя из особенностей ребенка, определяют, в
освоение каких образовательных областей ребенку необходима помощь.
2.7. АОП разрабатывается в соответствии с настоящим положением рабочей группой,
включающей педагогов ДОУ, определенных ППк и закрепленных приказом заведующего
ДОУ. В разработке и реализации АОП обязательное участие принимают специалисты ДОУ
указанные в заключении ТПМПК, воспитатели группы, инструктор по физической
культуре, музыкальный руководитель, а так же специалисты, добавленные в
сопровождение по результатам диагностики решением ППк.
2.8. Решением ППк, исходя из ведущего нарушения ребенка и рекомендаций заключения
ТПМПК, назначается ответственный специалист сопровождения: учитель-логопед,
педагог-психолог, инструктор по физической культуре и др. Если ребенку с ОВЗ по
рекомендациям заключения ТПМПК не требуется сопровождение специалистов, ведущими
специалистами сопровождения назначаются воспитатели группы, которую посещает
ребенок.
2.9. АОП разрабатывается при поступлении ребенка в ДОУ, после двухнедельной
диагностики в течение месяца, после предоставления родителями (законными
представителями) ребенка, всех необходимых документов: заключения городской
психолого-медико-педагогической комиссии, согласия на обучение ребенка по АОП.
2.10. АОП разрабатывается на учебный год (или с того момента, как были предоставлены
документы родителями ребенка): принимается на заседании психолого-педагогического
консилиума, письменно согласовывается с родителями (законными представителями)
ребенка и утверждается заведующим ДОУ.
2.11. Если родители (законные представители) не согласны на обучение ребенка по АОП,
они пишут отказ (Приложение 2) и обучение ребенка проходит по ООП ДОУ.
2.12. Если в процессе реализации АОП родители (законные представители) отказываются
от обучения ребенка по АОП, они пишут соответствующее заявление и обучение ребенка
будет осуществляться по ООП ДОУ.
2.13. АОП разрабатывается ДОУ на основе примерных адаптированных основных
образовательных программ соответствующих нозологий ДОУ (далее АООП), АООП
одобренных Федеральным учебно-методическим объединением и размещенных на портале
fgosreestr.ru:
Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования детей с амблиопией и косоглазием;
Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования детей с тяжёлыми нарушениями речи;
Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования слабовидящих детей;
Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования слепых детей;
Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования детей с задержкой психического развития;
Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования слабослышащих и позднооглохших детей;
Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования для глухих детей
2.11. В конце учебного года (в мае-июне) проводится оценка динамики развития ребенка,
внесения корректировок в АОП на следующий год.
2.12. На начало следующего учебного года проводится диагностика для уточнения и
изменения рекомендаций, на основании которых разрабатывается новая АОП на текущий
учебный год.
3. Структура адаптированной образовательной программы
3.1. Структура АОП должна соответствовать требованиям, предъявляемым Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС)
к содержанию образовательной программы и включает три раздела: целевой,
содержательный, организационный. Если ребенком осваиваются образовательные области
согласно основной общеобразовательной программе дошкольного образования, в АОП
указываются только ссылки на нее.
3.2. Титульный лист АОП (Приложение №3) содержит:
полное наименование программы с указанием ребенка, для которого она разрабатывается;
информацию об образовательной организации;
информацию о том, когда и кем утверждена и рассмотрена программа;
информацию о специалисте, ответственном за разработку (верстку программы).
3.3. Целевой раздел состоит из пояснительной записки и планируемых результатов
освоения программы, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей
развития ребенка с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов.
3.4. Пояснительная записка АОП содержит:
общую информацию о ребенке;
указание на примерную адаптированную основную образовательную программу
дошкольного образования, на основе которой разработана АОП;
описание особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ;
психолого-педагогическую характеристику ребенка с ОВЗ;
результаты входного мониторинга возможностей ребенка с выявление сильных его
сторон;
цели и задачи реализации программы для ребенка с ОВЗ
3.5. Планируемые результаты освоения АОП представлены в виде целевых ориентиров для
детей с ОВЗ. Целевые ориентиры должны учитывать специфику нарушений
соответствующей нозологии детей с ОВЗ. На основе этого отслеживаются результаты
коррекционной работы для конкретного ребенка.
3.6. Содержательный раздел включает:
описание особенностей образовательной деятельности в соответствии с направлениями
развития ребенка, представленных во всех пяти образовательных областях, либо в
отдельных ОО; описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
АОП с учетом возрастных, психофизических, индивидуальных особенностей,
возможностей и интересов, особых образовательных потребностей, описание
взаимодействия взрослых с детьми;
описание взаимодействия педагогического коллектива с семьей дошкольника;
планы коррекционно-развивающей работы специалистов с ребенком с ОВЗ.
3.7. План коррекционно-развивающей работы специалиста с ребенком с ОВЗ включает:
основные задачи коррекционной работы специалиста с ребенком;
перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений
работы и задачи, способствующих освоению детьми АОП;
планируемые результаты коррекционной работы.
3.8. Организационный раздел включает в себя:
психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с ОВЗ;
описание материально-технических условий, необходимых для данного ребенка с ОВЗ,
инвалидностью;
- особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;
организация развивающей предметно-пространственной среды;
кадровые условия реализации программы, предусматривающие общую целевую и
единую стратегическую направленность работы (внутреннее взаимодействие, внешнее
взаимодействие); индивидуальный учебный план; распорядок или режим дня, если он
имеет особенности;
распорядок коррекционно-развивающих занятий со специалистами.
- перечень нормативных и нормативно-методических документов и литературных
источников (обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания, в том числе адаптированными к особым образовательным потребностям детей
с ОВЗ).
3.9. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей с ОВЗ.
4. Изменения и дополнения в АОП
4.1. АОП может изменяться и дополняться по решению психолого-педагогического
консилиума.
4.2. Основания для внесения изменений:
- обновления системы образования (изменение нормативной базы, регламентирующей
содержание общего образования),
- предложения педагогических работников по результатам реализации АОП в текущем
учебном году,
- результаты мониторинга развития ребенка,
- обновление списка, используемой литературы и методических пособий.
4.3. Дополнения и изменения в АООП могут вноситься ежегодно перед началом нового
учебного года. При накоплении большого количества изменения АООП корректируются в
виде новой редакции программы.
5. Права и обязанности родителей
5.1. Родители (законные представители) имеют право:
- защищать права и законные интересы ребенка в ДОУ; знакомится с АОП, вносить предложения, изменения в программу с учетом рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии);
- знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и
воспитания, образовательными технологиями, а также с результатами диагностики
индивидуального развития своих детей.
5.2. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:
- обеспечить получение детьми дошкольного образования;
- соблюдать правила внутреннего распорядка учреждения, требования локальных
нормативных актов, которые устанавливают режим занятий с детьми, порядок
регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и
обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления
возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
- уважать честь и достоинство работников учреждения.
6. Права и обязанности педагогов ДОУ
6.1. Педагоги имеют право:
- принимать участие в разработке АОП;
- вносить предложения на заседания ППк по корректировке АОП по результатам
промежуточного мониторинга индивидуального развития ребенка;
- взаимодействовать с родителями (законными представителями ребенка) в целях
реализации АОП.
6.2. Педагоги обязаны:
- обеспечивать реализацию утвержденной АОП;
- соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям
профессиональной этики;
- учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их
здоровья;
- педагогам запрещается распространять информацию о ребенке, посторонним людям, не
имеющим отношения к реализации АОП;
- педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее
исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены
федеральными законами.
7. Ответственность и контроль
7.1. Ответственность за полноту и качество реализации АОП возлагается на педагогов
учреждения, реализующих АОП.
7.2. Контроль над полнотой и качеством реализации АОП осуществляется администрацией
Учреждения.
7.3. Ответственность за контроль над полнотой и качеством реализации AOП возлагается
на заместителя заведующего по ВМР, старшего воспитателя учреждения.
7.4. Воспитатели указывают индивидуальную коррекционно-развивающую работу в
календарном плане.
8. Делопроизводство
8.1. АОП хранится в группе, которую посещает ребенок с ОВЗ.
8.2. К АОП имеют доступ все педагогические работники и администрация учреждения.
8.3. В конце года календарные планы сдаются на хранение в методический кабинет и
хранятся в течение двух лет после окончания ребенком ДОУ.
Приложение № 1
Заведующему МАДОУ «Детский сад № 29 «Даренка»
__________________________________________
__________________________________________
(Ф.И.О. матери (или: отца/законного представителя)
ребенка с ограниченными возможностями здоровья)
проживающего по адресу: __________________ _________
телефон: ____________________
Заявление о согласии на обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья по
адаптированной образовательной программе
Я,
________________________________________________________________________,
(Ф.И.О. матери (или: отца/законного представителя) ребенка с ОВЗ) являющий(ая)ся
______________ (матерью/отцом/законным представителем) _________________________
_____________________________________________________________________________,
(Ф.И.О. ребенка, дата рождения) руководствуясь ч. 3 ст. 55 Федерального закона от
29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и на основании
рекомендаций ________________________________________________________________
(наименование территориальной психолого-медико-педагогической комиссии) от
«____»________ _______ г. N _____, заявляю о согласии на обучение по адаптированной
образовательной
программе
моего
ребенка
__________________________
______________________________________________________________ (Ф.И.О. ребенка)
«_____»______________
(расшифровка)
_______________/__________________________
(подпись)
Приложение № 2
Заведующему МАДОУ «Детский сад № 29 «Даренка»
__________________________________________
__________________________________________
(Ф.И.О. матери (или: отца/законного представителя)
ребенка с ограниченными возможностями здоровья)
проживающего по адресу: __________________ _________
телефон: ____________________
Заявление
Я,
________________________________________________________________________
являюсь законным представителем ___________________________________________
__________________________________________________________________________
(ФИО ребенка) «____» _____________ 20___ года рождения, отказываюсь от подписания
согласия родителей (законных представителей) на обучение сына (дочери) по
адаптированной образовательной программе, в течение 20___/20___ учебного года в
МАДОУ «Детский сад № 29 «Даренка».
Проинформирован (а) о последствиях образовательного характера. Отказ может быть
отозван путем предоставления в образовательную организацию заявления в простой
письменной форме в соответствии с требованиями законодательства РФ.
«_____»______________ _______________/_________________(подпись) (расшифровка)
Приложение № 3
Полное название образовательной организации
СОГЛАСОВАНО:
Педагогическим советом
МАДОУ «Детский сад № 29 «Даренка»
№____ «___»_________ 20___г.
УТВЕРЖДАЮ:
заведующий МАДОУ
«Детский сад № 29 «Даренка»
_______________(ФИО)
Приказ № ____от
20___г.
Название АОП
Составители:
ФИО, должность
Год составления АОП
Приложение № 4
Понятия для разработки адаптированной образовательной программы воспитание –
деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения
и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовнонравственных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства; образование – единый целенаправленный процесс воспитания и
обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах
человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний,
умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции
определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного,
творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения
его образовательных потребностей и интересов; образовательная деятельность –
деятельность по реализации образовательных программ; образовательная организация –
некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную
деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради
достижения которых такая организация создана; образовательная программа – комплекс
основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты),
организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим
Федеральным законом, форм аттестации; адаптированная образовательная программа образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц; адаптированная основная
образовательная программа - это образовательная программа, адаптированная для обучения
лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц
(ст.2 ч. 28 ФЗ); примерная основная образовательная программа – учебно-методическая
документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график,
примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных
компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования
определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты
освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности,
включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по
реализации образовательной программы; обучение – целенаправленный процесс
организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и
компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению
опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся
мотивации получения образования в течение всей жизни; учебный план – документ,
который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по
периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных
видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным
законом, формы промежуточной аттестации обучающихся; федеральный государственный
образовательный стандарт (ФГОС) –совокупность обязательных требований к образованию
определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки,
утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
образования; обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо,
имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные
психологомедико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования
без создания специальных условий; содержание образования и условия организации –
обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; организация
образования обучающихся с ограниченными возможностями предполагает как совместное
образование с другими обучающимися, так и образование в отдельных классах, группах
или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность; под
специальными условиями для получения образования обучающимися – с ограниченными
возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких
обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ
и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и
дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника),
оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых
и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых
невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья; особенности организации образовательной
деятельности для обучающихся –с ограниченными возможностями здоровья определяются
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования,
совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
социальной защиты населения; инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к
образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей (Ст.2 ч.27 ФЗ)