1
Содержание.
1. Целевой раздел ……………………………………………………. 2
1.1. Пояснительная записка……………………………………….. 2
1.2. Общепедагогические принципы……………………………... 3
1.3. Ожидаемый результат………………………………………… 3
1.4. Требования к уровню подготовки по каждой возрастной
группе…………………………………………………………. 3
1.5. Оценочные материалы. Диагностика плавательных умений и
навыков дошкольников……………………………………… 5
2. Содержательный раздел …………………………………………… 7
2.1. Учебный план кружка «Морская звезда»
2.2. Содержание занятий…………………………………………. 7
2.3. Форма и методы обучения…………………………………… 7
2.3.1. Организация проведения занятий на глубокой воде……… 8
2.4. Календарный учебный график ……………………………….. 10
2.5. Взаимодействие с семьями воспитанников…………………. 14
3. Организационный раздел ………………………………………….. 16
3.1. Организация и санитарно-гигиенические условия
проведения занятий по плаванию…………………………... 16
3.2. Обеспечение безопасности занятий по плаванию……...….. 17
3.3. Методические материалы, указания по организации кружка
«Морская звезда»……………………………………………..……….. 18
3.4. Организация развивающей предметно-пространственной
среды………………………………………………………….. 18
Список использованной литературы…………………………………. 21
1
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка
Одно из основных направлений работы образовательной деятельности МАДОУ
«Детский сад №29 «Даренка» является физкультурно-оздоровительное, ориентированное на
эффективное физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка. В процессе решения этой
задачи особое внимание уделяется усилению образовательного потенциала физической
культуры через использование альтернативных методов и приёмов, дополняющих и
обогащающих традиционные формы детской деятельности в условиях образовательного
учреждения. Одна из них – это занятия плаванием. Плавание способствует разностороннему
физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно - сосудистой и
дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата,
служит одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребёнка.
Поиск эффективных путей реализации данного направления с учётом современных
требований привёл к организации дополнительных платных образовательных услуг по
плаванию.
Для оказания дополнительных образовательных услуг по плаванию в ДОУ
организован кружок физкультурно-спортивной направленности «Морская звезда». Кружок
«Морская звезда» является одной из форм по оздоровлению и укреплению детского
организма, гармоничного психофизического развития.
Программа кружка разработана на основе методического пособия для дошкольных
образовательных учреждений: «Раз,два,три,плыви…» Рыбак М.В.-Москва ,Обруч 2010
Программа кружка «Морская звезда» рассчитана на 2 года обучения и дает
возможность детям с 5-ти лет, научиться плавать.
Ее результативность отслеживается через диагностирование деятельности детей,
посещающих кружок, которое проводится в октябре и апреле.
Занятия проводятся один раз в неделю, во вторую половину дня, (всего занятий в год -28).
Состоят из подготовительной, вводной, основной и заключительной части.
Продолжительность занятий – 25 - 30 минут (в соответствии с возрастом детей)
Оптимальный возраст для начала работы с детьми дошкольного возраста – 6-7 лет, но
подготовительные упражнения могут быть использованы на занятиях с детьми 5 лет. Такие
занятия должны иметь в большей мере оздоровительную направленность, а элементы
обучения плаванию (подготовительные упражнения) могут вводиться для тех детей, кто
хочет (а значит готов) их выполнять. Этот период требует от преподавателя
индивидуального подхода к каждому ребенку, поскольку положительные эмоции являются
обязательной составляющей каждого занятия в воде.
Важно заинтересовать ребенка процессом обучения, учитывая его возможности и
возрастные предпочтения. Рассказы о водной среде, обитателях морей и рек, о том, кто и как
передвигается в воде, какие возможности передвижения в воде имеет человек, умеющий
плавать, - все эти темы должны присутствовать в общении с детьми на занятиях по
обучению плаванию. Интерьер бассейна, инвентарь, который используется на занятиях,
должны быть привлекательными для дошкольников.
Методика обучения плаванию дошкольников основывается на основных
дидактических требованиях педагогики и имеет воспитывающий и развивающий характер.
Цель программы – создание условий для повышения эффективности оздоровления и
укрепления детского организма, гармоничного психофизического развития с помощью одной
из форм дополнительного образования по плаванию.
2
Задачи:
Оздоровительные:
Укрепить здоровье детей, содействовать их гармоничному психофизическому
развитию;
Содействовать расширению адаптивных возможностей детского организма;
Совершенствовать опорно-двигательный аппарат, формирование правильной осанки,
повышение работоспособности организма.
Образовательные:
Формировать теоретические и практические основы освоения водного пространства;
Учить плавательным навыкам и умениям.
Развивающие:
Расширять спектр двигательных умений и навыков в воде;
Развивать творческое самовыражение в игровых действиях в воде.
Воспитательные:
Воспитывать нравственно- волевые качества, настойчивость, смелость, выдержку,
силу воли;
Формировать устойчивый интерес к занятиям по плаванию, обеспечить
эмоциональное благополучие при выполнении упражнений в водной среде.
1.2. Программа опирается на общепедагогические принципы:
систематичности - занятия проводятся в определённой системе, регулярные занятия
несравненно больший эффект, чем эпизодические;
доступности, сознательности – формирование устойчивого интереса детей, как к
процессу обучения, так и к конкретной задаче на каждом занятии;
наглядности – создание у детей полного представления о разучиваемых движениях и
способствование лучшему их усвоению;
комплексности и интегрированности – решение оздоровительных задач в системе
всего учебно-воспитательного процесса;
личностной ориентации – учёт разноуровневого развития и состояния здоровья
каждого воспитанника, умение адаптировать содержание к категориям разного возраста;
сопровождения – систематическое наблюдение за развитием ребёнка и оказание ему
своевременной помощи в случаях опережения и отставания в развитии.
1.3. Ожидаемые результаты:
Укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости;
Расширение адаптивных возможностей детского организма;
Повышение показателей физического развития детей;
Расширение спектра двигательных умений и навыков в воде;
Развитие творческого потенциала и личностного роста ребёнка.
Развитие эмоционального и двигательного раскрепощения в воде, проявления
чувства радости и удовольствия от движения;
Формирование нравственно-волевых качеств.
1.4. Требования к уровню подготовки по каждой возрастной группе
Старшая группа.
К старшей группе дети хорошо передвигаются в воде. Продолжается закрепление основных
навыков плавания.
Задачи обучения.
Продолжать знакомить со свойствами воды.
3
Разучивать технику способов плавания кроль на груди и на спине.
Продолжать обучать лежанию на груди и на спине.
Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под
водой.
Научить выдоху в воду.
Учить более уверенно, держаться на воде, скользить по ней на груди.
Учить различным прыжкам в воду, научить прыжку ногами вперед.
Учить выполнять попеременные движения ногами во время скольжения на груди.
Разучивать попеременные и одновременные движения руками.
Гигиенические навыки: самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать
душ, знать личные вещи.
Правила поведения: знать основные правила поведения, соблюдать их; реагировать на
замечания преподавателя, выполнять его требования.
К концу года дети могу.
Погружать лицо и голову в воду, открывать глаза в воде.
Бегать парами.
Нырять в обруч, проплывать тоннель, подныривать под гимнастическую палку.
Доставать предметы со дна, выполнять игровое упражнение «Ловец».
Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
Выполнять серии выдохов в воду, упражнение на задержку дыхания «Кто дольше».
Выполнять прыжок ногами вперед, пытаться соскакивать в воду головой вперед.
Скользить на груди с работой ног, с работой рук.
Пытаться скользить на спине, лежать с плавательной доской.
Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди.
Выполнять упражнения «Звездочка» на груди, на спине.
Выполнять упражнение «Поплавок».
Подготовительная к школе группа
В подготовительной к школе группе завершается обучение в детском саду. Но это не
означает, что дети полностью овладевают технически правильными способами плавания.
Большинство из них осваивает плавание кролем на груди и на спине в общих чертах. Их
движения еще недостаточно слитны и точны, наблюдается нарушение ритма. Конечной
целью не является обучение спортивному плаванию. Дети должны освоиться с водой,
преодолеть водобоязнь, получить азы техники плавания. Главное необходимо научить
маленьких пловцов пользоваться приобретенными навыками в различных сочетаниях и в
самых разнообразных упражнениях, заложив прочную основу для дальнейших занятий,
выработать привычку к навыкам здорового образа жизни. На этом этапе продолжается
усвоение и совершенствование плавательных движений. В играх и упражнениях
воспитывается самостоятельность, организованность, решительность, уверенность в своих
силах, инициативность, умение творчески использовать приобретенные навыки.
Задачи обучения.
Продолжать знакомить со свойствами воды.
Разучивать технику способов плавания кроль на груди и кроль на спине.
Продолжать обучать лежанию, скольжению на груди и на спине.
Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под
водой.
Научить выдоху в воду.
Учить уверенно, держаться на воде, скользить по ней на груди более продолжительное
время.
Учить различным прыжкам в воду, научить прыжку ногами вперед, головой вперед.
Учить выполнять попеременные движения ногами во время скольжения на груди и на
спине.
4
Учить попеременные и одновременные движения руками во время скольжения на груди и
на спине.
Учить сочетать движения руками и ногами при скольжении на груди и на спине.
Гигиенические навыки: самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать
душ, знать личные вещи.
Правила поведения: знать основные правила поведения и сознательно их выполнять.
К концу года дети могут.
Погружаться в воду, открывать глаза в воде.
Поднимать со дна предметы с открыванием глаз под водой.
Нырять в обруч, проплывать тоннель, мост.
Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
Выполнять серии выдохов в воду, ритмичный вдох - выдох в сочетании с движениями ног,
дышать в положении лежа на груди с поворотом головы в сторону с неподвижной опорой
Выполнять прыжок ногами вперед, головой вперед.
Скользить на груди и на спине с работой ног, с работой рук.
Пытаться скользить на спине, лежать с плавательной доской.
Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди и на спине.
Выполнять упражнения «Звездочка» на груди, на спине, Упражнение «Осьминожка» на
длительность лежания.
Плавать на груди с работой рук, с работой ног.
Пытаться плавать способом на груди и на спине.
1.5. Оценочные материалы. Мониторинг освоения детьми программного материала
кружка «Морская звезда»
Педагогический контроль осуществляется путём оценки сформированных у детей
специфических умений и навыков.
Уровни усвоения программы:
1- низкий Ребенок допускает существенные ошибки в технике движений, не
соблюдает заданный темп и ритм, действует только в сопровождении инструктора - на суше и
воде.
2- средний Ребенок владеет основными элементами техники большинства движений,
способен самостоятельно выполнять упражнения на основе предварительного показа.
3-высокий Ребенок проявляет стойкий интерес к физическим упражнениям,
самостоятельно делает освоенные упражнения на суше и в воде.
Показатели по плаванию у детей 5-7 лет, посещающих кружок «Морская звезда»
№ Ф.И.
Водобоязнь Погружение Упражнение Упражнение Плавание Итого
ребенка
в воду с «Поплавок» «Стрела»
любым
выдохом
способом
10.
04
10.
04
10
04
10
04
10
04
Выводы:________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Водобоязнь: ребенок вздрагивает при попадании на него брызг, неуверенно и
скованно ведет себя.
Погружение воду с выдохом: стоя в воде, сделать вдох, присесть, полностью
5
погружаясь вводу, выдохнуть.
Упражнение «Поплавок»: в положении стоя сильно согнуть ноги, обхватить руками
голени, голову нагнуться как можно ближе к коленям; сделать вдох, задержать дыхание и
оторвать ноги от дна бассейна, всплыть на поверхность.
Упражнение «Стрела»: стоя спиной к бортику, руки вытянуть вверх, голова
находится между руками; сделать вдох, наклониться вперед и выполнить толчок от бортика,
то же на спине – выполняется до полной остановки.
Плавание любым способом: стоя сделать вдох, оттолкнуться ногами от бортика и
проплыть любым способом без остановки.
6
2. Содержательный раздел
2.1. Учебный план кружка «Морская звезда»
Возрастная
группа
Кол-во в
неделю
Кол-во в
месяц
Кол-во
в уч.год
Длительность
занятий (мин)
Старшая
Подготовительная
к школе
1
4
28
25 мин
1
4
28
30 мин
2.2. Содержание занятий.
Содержание материала каждого занятия направлено на решение нескольких задач,
которые взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга, объединяясь в одну общую.
Содержание занятий строится в порядке возрастающей трудности, постепенного увеличения
нагрузки, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей: занятия первой и
третьей недели – обучающие, второй и четвёртой недели – в игровой форме. При повторении
упражнений, использовать задания одного типа, но разного содержания. Упражнения должны
опережать имеющийся у детей в данный момент уровень умений и навыков, хотя
индивидуальные данные каждого ребёнка могут внести свои коррективы.
Примерная схема заданий на занятии.
Подготовительная часть
Основная часть
(на суше)
( в воде)
различные виды ходьбы, бег, различные виды ходьбы в
упражнения на
разном темпе;
восстановление дыхания; игровые упражнения для
общеразвивающие, а также
развития дыхания,
формирующие и
ориентирования,
корректирующие осанку
расслабления мышц;
упражнения;
специальные упражнения для
освоения различных видов
специальные
подготовительные
движений на воде (для рук и
упражнения для освоения
ног).
различных видов движений
на воде.
Заключительная часть
свободное плавание с
нестандартным
оборудованием, предметами,
игры;
контрастный душ;
дыхательные упражнения на
суше с тонизирующим и
успокаивающим эффектом.
2.3. Форма и методы обучения
Основной формой обучения в дошкольном возрасте должна быть игра, построенная
на знакомых ребенку образах и представлениях и сопровождаемая четким выразительным
показом.
Превращению игровой ситуации в учебную способствует последовательный переход
от простого передвижения по дну (привыкание к воде) к разучиванию определенных
плавательных движений. Педагогический принцип последовательности и постепенности
выступает как условие усвоения более сложных приемов плавания, их техники и приучения
ребенка к самостоятельному выполнению упражнений на все большей глубине (по пояс, по
грудь, в рост ребенка).
Однако физическая нагрузка при играх дошкольников в воде превышает аналогичные
на суше, и опыт показывает, что дети непроизвольно самостоятельно регулируют ее.
Организм ребенка даже в условиях систематической тренировки не приобретает той
экономизации функций, которая наблюдается у взрослых. Это позволяет говорить о низком
«коэффициенте полезного действия» детского организма. Ребенок переносит экстенсивные
7
нагрузки легче, чем интенсивные, так как последние даются ему с большим напряжением
вегетативных функций. Поэтому не следует длительно отрабатывать отдельные
плавательные движения — это может отрицательно сказаться на усвоении техники плавания
в полной координации. Для формирования достаточно глубоких навыков выполнения
отдельных элементов полезно разучивать их на занятиях в различных сочетаниях.
Весь спектр новых ощущений в водной среде — состояние «полувесомости»,
легкость, плавучесть, раскованность мышц и суставов, равномерность давления на всю
поверхность погруженного в воду тела, повышение глубины дыхания, массирующее
воздействие воды на кожу — сам по себе оказывает мощное воздействие на психику и
организм ребенка. Задача инструктора — умело придать этим впечатлениям позитивную
окраску и разумно использовать их в дальнейшем обучении.
Необходимое условие успеха в работе с дошкольниками — это поддержание
положительного отношения детей к занятиям на всех этапах обучения. Инструктор-педагог
должен стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли ребятам
удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности и стремлению хорошо плавать.
Часто именно похвала ведет к заметному улучшению результата, способствует росту
уверенности в собственных силах и развитию волевых качеств ребенка.
В процессе обучения детей плаванию используются следующие методические приемы:
показ упражнений
разучивание упражнений
средства наглядности
имитация упражнений
круговая тренировка
исправление ошибок
индивидуальная страховка и помощь
игры и игровые упражнения на суше и воде
соревновательный эффект
Обучение плаванию детей в детском саду проводится поэтапно, количество и
продолжительность занятий зависит от возраста детей.
2.3.1. Организация проведения занятий на глубокой воде.
Старшая и подготовительная группы.
Объем временных затрат на проведение занятий на мелководье делает возможным
проведение занятий на глубокой воде лишь начиная с конца средней группы. Большое
значение в обучении на глубокой воде имеет показ упражнения в целом и отдельных его
элементов. Показывать упражнение лучше всего непосредственно перед выполнением его
детьми. Привлечение к показу помощников также значительно облегчает объяснение.
Демонстрация движений должна сопровождаться четким и доходчивым разъяснением
деталей, что помогает предупредить неправильное усвоение.
На этапе обучения отдельным движениям речь инструктора-педагога может быть
образной, но при этом не должна иметь оттенка развлекательности. Дети во время
выполнения
упражнений должны быть сосредоточены. Основным
показателем возможностей ребенка выполнять плавательные движения является
полноценное выполнение им скольжения. Правильно выполняемое скольжение определяется
следующими показателями: а) исходное положение перед отталкиванием, б) сила толчка, в)
положение тела во время скольжения. При обучении плаванию именно скольжению должно
уделяться 80% затраченного времени, и только после длительного его выполнения можно
приступать к обучению движениям.
8
Кроль на груди
Кроль на груди — самый быстроходный способ плавания. Подчиняясь общему закону
механики — экономичности и эффективности гребковых движений, он оказался наиболее
приемлемым и в обучении плаванию дошкольников. Традиционно рекомендуется начинать
обучение с движений ногами.
Скорость
Принцип экономичного плавания предполагает разумное распределение сил пловца
на дистанции. Поэтому мы обучаем детей плавать медленно, сохраняя непрерывность
движений (без наплыва). Первое время дошкольники рефлекторно выполняют движения
руками очень быстро, результатом чего являются короткие гребки. Необходимо сразу
добиваться выполнения длинного гребка, или, как мы называем, «шага» («шагаем, как
мама», «шагаем, как папа»). Соревновательный дух обучения придает динамичность
упражнениям и удерживает высокую активность детей на протяжении всего занятия
Правильное дыхание
В плавании существует присказка: «Плавать умеет только тот, кто владеет
дыханием». Ребенку гораздо проще овладеть дыханием, плавая медленно и только при
помощи рук. Учитывая уровень подготовки ребенка, лучше выбирать короткие дистанции,
но выполнять упражнение многократно (чтобы не нарушалась координация). Поскольку
полноценный навык вырабатывается в процессе длительной тренировки и в течение
нескольких лет, мы считаем, что дошкольнику достаточно владеть им в играх, купании, при
выполнении различных упражнений. Если у ребенка возникла потребность сделать вдох —
научите его поворачивать голову в сторону (в момент окончания гребка), так чтобы рот
оказался на поверхности воды, а ухо было в воде («посмотри на плечо»). Выдох
производится через рот и нос при повороте головы в исходное положение. Лучше всего вдох
выполнять на каждый третий гребок руками («раз—два—три — вдох»). Предварительно
упражнение выполняется на суше, дома и стоя по грудь в воде. Постепенно осваивая кроль
на груди в описанной последовательности, детям достаточно быстро удается приспособить
движения ног к движениям рук. Исходя из физических возможностей и индивидуальных
особенностей, ребенок сам подбирает ритм движений ногами.
Общая координация юного пловца может нарушаться в двух случаях:
а) недостаточно сформировался навык движения руками; б) движения ногами мешают
продвигаться вперед.
В обоих случаях работу ног следует исключить — временно (в случае «а»), либо
вообще (в случае «б»), при этом ноги непроизвольно будут выполнять балансирующие
движения. Во избежание навязывания ребенку шестиударной координации, не
рекомендуется отдельно изучать и отрабатывать движения ногами. А использование
упражнений с буксировкой (доской, обручем) и плавание под водой позволят исподволь
укреплять мышцы детских ног без сгибания их в коленном и тазобедренном суставах.
Кроль на спине
Способ «кроль на спине» по структуре движений отличается от кроля на груди лишь
положением тела на воде и изменением ведущих конечностей — основой согласования
движений является работа ног. Техника выполнения данного способа целиком определяется
координационными возможностями ребенка, а также умением создавать силовую тягу
ногами.
Освоение кроля на спине проводится на мелкой и спокойной воде. Не всем детям
удается достаточно хорошо продвигаться за счет ног — это обусловлено двигательными
возможностями стопы, которые, в свою очередь, определяются подвижностью
голеностопного сустава и площади тыльной поверхности стопы (ласты). Поэтому
9
предварительно на суше, а затем в воде отрабатываются попеременно ударные движения
ногами вверх-вниз, которые выполняются только носочками (носки оттянуты и вогнуты
внутрь — «как у медведя»). Для контроля сгибания ног в коленях предлагается держать над
коленями ребенка доску или руку (при правильном выполнении движения прикосновений
нет).
Круговые вращения руками назад предварительно разучиваются на суше, а в воде
выполняется «мельница назад», которая сопровождается пояснением, как и в кроле и груди:
«до ноги — на ухо». Поскольку гребок на спине выполняется через сторону, это вызывает
чрезмерное смещение ног. Сохранить прямолинейность продвижения позволяет только
высокий темп движения руками. Для координации работы рук и ног выполняем следующую
последовательность движений: толчок — скольжение с работой ног — и сразу 2—4 гребка (с
последующим увеличением). Максимальный эффект достигается при выполнении задания со
старта на спине. Высокий ритм движений ног позволяет ребенку сохранить точность и
слитность только на коротких дистанциях, которые проплываются, как правило, на задержке
дыхания.
Старт на спине выполняется следующим образом: зацепиться руками за поручень
(бортик, лестницу); упереться в стену ногами, согнутыми в коленях (пальцы ног в
воде). На начальном этапе детям предлагается плавать медленно. При этом они имеют
возможность произвольно координировать собственные движения, продвигаясь в основном
при помощи ног (бедра и голень в воде) и выполняя гребки руками с остановкой у бедра
(дыхание произвольное).
Основными показателями успешной реализации программы является устойчивое
позитивно-эмоциональное отношение ребенка к воде, адекватная (критичная) самооценка
плавательных возможностей, общее позитивное самовосприятие, а также высокий уровень
сформированности плавательных навыков.
2.4. Календарный учебный график
Режим работы учреждения: 12 часов (с 7.00 до 19.00)
Продолжительность рабочей недели
5 дней (с понедельника по пятницу)
Выходные дни
суббота, воскресенье и государственные праздники
Продолжительность учебного года для плавания
Начало учебного года
01.10.2019 г.
Окончание учебного года
30.04.2020 г.
Продолжительность учебного года
28 учебных недель
1 полугодие - 13 недель
2 полугодие - 15 недель
зимние
летние
с 30.12.2019 г. по
с 01.06.2020 г. по
Каникулы
31.08.2020 г.
10.01.2020 г.
Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых
результатов освоения образовательной программы кружка
На начало учебного года, основная,
с 01.10.2019г. по 11.10.2019г;
вводная
На конец учебного года, основная,
с 20.04.2020 г. по 30.04.2020г.
итоговая
10
Годовое тематическое планирование.
Старшая группа (1-ый год обучения)
Месяц
I неделя
II неделя
III неделя
IV неделя
ОКТЯБРЬ
Ходьба парами,
группой, держась
за руки
упражнение
«Полоскание
белья»
умыться, полить
воду на лицо
погружаться до
подбородка
игра «Цапли»,
«Карусели»
Индивидуальная
работа
Ходьба с
гребковыми
движениями рук,
руки за спину
упражнение
«Волны на море»
поливать воду на
голову
погружаться до
уровня носа
игра «Дровосек в
воде», «Дождик
лей»
Индивидуальная
работа
Вбежать в воду,
окунувшись
ходьба спиной
вперед
прыжки из воды
передвигаться по
дну различными
способами
упражнение «Нос
утонул»
игра «Мы веселые
ребята»
Индивидуальная
работа
Бег по дну
бассейна в
различных
направлениях
ходьба спиной
вперед с
гребковыми
движениями рук
упражнение «Кто
выше»
передвигаться –
«Крокодилы»
игра «Футбол в
воде»
Индивидуальная
работа
НОЯБРЬ
Вбегать в воду,
падая на нее
передвижение по
дну назад
класть лицо в воду
в ладоши
брызгать друг
друга
движения ног
кроль на груди
игра «Волны на
море»
Индивидуальная
работа
Падать на воду
передвижение по
дну боком
класть лицо в воду,
задержав дыхание
ходить парами
движение ног
кроль на груди
игра «Фонтан»
Индивидуальная
работа
Продвигаться в
воде, прыгая «Как
зайчики»
выдох в воду по
сигналу
работа ног на
спине упор о дно
бассейна
упражнение
«Остуди чай»
игра «Бегом за
мячом»,
«Коробочка»
Индивидуальная
работа
Брызгаться,
окунаясь в воду
по сигналу
задерживать
дыхание
движения ног с
опорой
погружение с
головой
игра «Карасик и
щука»
свободное купание
Индивидуальная
работа
ДЕКАБРЬ
Вход парами
погружение вводу
с выдохом парами
погружение с
открыванием глаз
движение ног с
опорой
упражнение «У
кого больше
пузырей»
игра «Переправа»
Индивидуальная
работа
Самостоятельно
входить в воду
упражнение
«Насос»
упражнение
«Достань
игрушку»
лежание на груди с
выдохом
выдохи в воду
игра «Байдарки»,
«Хоровод»
Индивидуальная
работа
Вбегать и
окунаться
выдохи в воду с
погружением
парами
движения ног с
опорой
поиск предметов в
воде, открывая
глаза
игра «Покажи
пятки», «Невод»
Индивидуальная
работа
Окунаться
самостоятельно
упражнение
«Насос» с
поворотом головы
работа ног с
опорой и без
подныривание в
обруч
игра «Пролезь в
круг», «Карусели»
Индивидуальная
работа
ЯНВАРЬ
Ходьба и бег, с
Прыжки с
Свободное купание Упражнение
11
гребковыми
движениями рук
упражнение
«Покажи пятки»
попытка
упражнения
«Поплавок»,
«Медуза»
игра «Поезд в
туннель»
Индивидуальная
работа
продвижением
вперед
работа ног без
опоры на спине
выдохи в воду при
погружении и
лежании на груди
игра «Коробочка»,
«Караси и щука»
Индивидуальная
работа
и плавание
игры «Карусели»,
«Фонтан»,
«Смелые ребята»
Индивидуальная
работа
«Поплавок»
погружение с
головой с выдохом
приседать с
выдохом в воду
ходьба на руках
игра «Тюлени»,
«На буксире»
Индивидуальная
работа
ФЕВРАЛЬ Приседать,
погружаясь в воду
стоя, движения
руками
«Мельница»
выполнять
движения ног с
помощью
упражнение
«Поплавок»
упражнение
«Стрела»
игра «Невод»
Индивидуальная
работа
Выдохи в воду,
приседая
упражнение
«Поплавок»
упражнение
«Стрела»
лежание на спине
движения
гребковые руками
на спине
игра «Кто как
плавает»
Индивидуальная
работа
Упражнение
«Поплавок»
упражнение
«Звезда»
лежание на спине
скольжение на
груди
скольжение на
спине
игра «Охотники и
утка»
Индивидуальная
работа
Лежание на спине
без опоры
движения ног с
опорой
выдохи в воду с
поворотом головы
скольжение на
груди
свободное
плавание
Индивидуальная
работа
МАРТ
Скольжение на
груди
скольжение на
спине
выдохи в воду
сочетать движения
ног с дыханием
игра «Караси и
карпы»
Индивидуальная
работа
Плавание на груди
с опорой
плавание на спине
с опорой
движения ног в
координации с
дыханием
игра «Удочка»,
«Пятнашки»
Индивидуальная
работа
Скольжение на
груди и на спине
движения ног с
опорой
выдохи в воду с
поворотом головы
в лежании на груди
в наклоне вперед
работа рук кролем
игра «Качели»,
«Торпеда»
Индивидуальная
работа
Плавание на груди
и на спине с
работой ног с
опорой
выдохи в воду
скольжение на
груди и на спине с
работой ног в
координации с
дыханием
Свободное
плавание
Индивидуальная
работа
АПРЕЛЬ
Скольжение на
груди с выдохом
скольжение на
спине с
движениями ног
выдохи в воду
плавание на груди
в координации
дыхания
Плавание на груди
и на спине при
помощи ног с
опорой
скольжение на
груди с опорой с
гребковыми
движениями рук
игра «Щука»
Стоя, работа рук на
груди, на спине
плавание с
задержкой дыхания
скольжение на
груди и на спине с
движениями рук
игра «Пятнашки»
Индивидуальная
Плавание с
задержкой дыхания
работа рук стоя, в
скольжении на
груди, на спине
выдохи в воду
игра «Кто кого?»
Индивидуальная
работа
12
МАЙ
игра «Хоровод»,
«Морской бой»
Индивидуальная
работа
Индивидуальная
работа
работа
Скольжение на
груди с
постепенным
выдохом
скольжение на
спине с
движениями ног
выдохи в воду
игра «Винт»,
«Кувырок в воде»
Индивидуальная
работа
Плавать с полной
координацией
движений рук и
ног с чередованием
плавания на
задержке дыхания
игра «Невод»,
«Караси и карпы»
Индивидуальная
работа
Плавание на груди
и на спине на
дальность
свободное
плавание
Индивидуальная
работа
Свободное
плавание
игры по выбору
Индивидуальная
работа
Подготовительная группа (2-ой год обучения)
Месяц
I неделя
ОКТЯБРЬ
Лежать на спине
лежать на груди
упражнение на
дыхание
прыжок в воду с
бортика
игра «Поплавок»,
«Море
волнуется»
Индивидуальная
работа
НОЯБРЬ
ДЕКАБРЬ
II неделя
III неделя
IV неделя
Лежание на груди
скольжение на спине
упражнение на
дыхание «Дровосек в
воде»
свободное плавание
Индивидуальная
работа
Лежание на груди
скольжение на
спине
упражнение на
дыхание
прыжок в воду с
бортика
(страховка)
игра «Тюлени»,
«Покажи пятки»
Индивидуальная
работа
Лежание на груди
Скольжение на
спине с
различным
положением рук
Скольжение на
груди
Упражнение на
дыхание
Игра «Водолазы»
Скольжение на
груди
работа ногами на
груди и спине у
бортика
упражнение на
дыхание
прыжки в воду с
бортика
игра «Волны на
море»
Скольжение на груди
упражнение на
дыхание
свободное плавание
игры (по желанию)
Индивидуальная
работа
Скольжение на
спине с
различным
положением рук
упражнение на
дыхание
работа ног у
бортика
игра «Смелые
ребята»
Индивидуальная
работа
Скольжение на
груди
прыжки в воду с
бортика
упражнение на
дыхание
игра «Сердитая
рыбка»
Индивидуальная
работа
Работа ног на
спине с опорой и
без
упражнение на
дыхание
Работа ног на груди с
опорой и без
скольжение на груди с
работой рук в разных
положениях
Лежание на спине
упражнение
«Медуза»
плавание на
спине,
Лежание на спине
без опоры
плавание на сине,
координируя
движения
13
спад в воду
игра «Поймай
воду»
свободное
плавание
Индивидуальная
работа
лежание на спине с
опорой и без
игра «Водолазы»
Индивидуальная
работа
координируя
движения
упражнение на
дыхание
спад в воду
Игра «Фонтан»
Индивидуальная
работа
игра «Караси и
щука»
свободное
плавание
Индивидуальная
работа
Упражнение
«Медуза»
упражнение
«Звездочка»
плавание на
спине в
координации
движения
упражнение на
дыхание
игра «Коробочка»
Лежание на груди
скольжение на спине
игра «Мы ребята
смелые»
свободные игры с
мячом
Индивидуальная
работа
Лежание на груди
скольжение на
спине
работа ног на
груди
плавание на
спине
упражнение на
дыхание
свободное
плавание
Лежание на груди
с опорой и без
скольжение на
спине с опорой и
без
скольжение на
груди с опорой
и без
игра «Веселые
подводники»
Индивидуальная
работа
ФЕВРАЛЬ Работа ног на
спине без опоры
скольжение на
груди без опоры
упражнение на
дыхание
игра «Карусели»,
«Сердитая
рыбка»
Индивидуальная
работа
Работа ног на груди без
опоры
упражнение «Медуза»
движение рук на спине
прыжок в воду с
бортика
игра «Футбол на воде»
Работа ног в
скольжении на
груди
упражнение
«Поплавок»,
«Медуза»,
«Звезда»
прыжок вниз
головой
игра «Море
волнуется»
Индивидуальная
работа
Плавание на
груди с
движениями рук
упражнение на
дыхание
работа ног с
опорой и без
свободные игры с
мячом
Индивидуальная
работа
МАРТ
Плавание на
груди с
различными
положениями рук
упражнение на
дыхание
движение ног
прыжки в воду
игра «Футбол на
воде»
Плавание на спине с
различным
положением рук
упражнение на
дыхание
движение ног
прыжки в воду
игра «Водное поле»
Упражнение
«Медуза»,
«Звезда»,
«Поплавок»
скольжение на
груди и на спине
с работой ног
свободное
плавание
Индивидуальная
работа
Обучение
игры «Водное
поло»
свободные
передвижения
Индивидуальная
работа
АПРЕЛЬ
Скольжение на
спине с работой
рук
прыжки в воду
упражнение на
Скольжение на спине с
работой ног
прыжки в воду
упражнение на
дыхание
Скольжение на
груди и на спине
на дальность
проплывания
свободные
Плавание на
груди в
координации
упражнение на
дыхание
ЯНВАРЬ
14
МАЙ
дыхание
игра «Водолазы»
игра «Мы ребята
смелые»
передвижения в
воде
Индивидуальная
работа
прыжки в воду
игра «Море
волнуется»
Плавание на
спине в
координации
упражнение на
дыхание
прыжки в воду
игра Водное
поло»
Упражнение на
дыхание
прыжки в воду
плавание, координируя
движения
свободное плавание
Плавание на
груди
плавание на
спине
(контрольные
нормативы)
игры с мячом
Индивидуальная
работа
Свободные игры
по выбору
Индивидуальная
работа
2.5. Взаимодействие с семьями воспитанников
Работа с родителями осуществляется по четырем направлениям:
- информационно – аналитическое;
- досуговое;
- познавательное;
- наглядно – информационное.
Формы работы с семьей: родительские собрания (общие и групповые), конференции;
консультации, беседы; дни открытых дверей; папки - передвижки; совместный досуг.
Методы и приемы работы с родителями:
анкетирование,
тестирование,
экспресс-опрос,
использование компьютерных технологий (презентации, оформление сайта ДОУ, отзывы
родителей на сайте),
оформление пригласительных билетов,
индивидуальные беседы с родителями,
практические советы и рекомендации по интересующей проблеме.
Формы и методы работы с родителями направлены на повышение педагогической культуры
родителей, на укрепление взаимодействия ДОУ и семьи, на усиление ее воспитательного
потенциала.
15
3. Организационный раздел.
3.1. Организация и санитарно-гигиенические условия проведения занятий по плаванию
Успешность обучения дошкольников практическим навыкам плавания и степень его
оздоровительного влияния зависят от того, насколько четко и правильно соблюдаются все
основные требования к его организации, обеспечиваются меры безопасности, выполняются
необходимые санитарно - гигиенические правила.
Наличие бассейна в детском саду создает возможность привлечь к образовательной
деятельности по плаванию всех детей, начиная с младшего возраста. Обучение детей
плаванию представляет собой ряд взаимосвязанных процессов, достаточно сложных в
организационном и методическом плане. Организация обучения детей плаванию в детском
саду осуществляется в комплексе со всеми многообразными формами физкультурно оздоровительной работы, так как только в сочетание занятий в бассейне с рациональным
режимом деятельности и отдыха детей может дать положительный результат в укреплении
их здоровья и закаливания организма.
Режим дня, включающий занятий по плаванию предусматривает достаточное
пребывание детей на воздухе, полноценное проведение общеобразовательной деятельности,
приема пищи, сна, всех других форм, физкультурно-оздоровительной и воспитательной
работы. Обязательно учитывается время приема пищи. Организованная образовательная
деятельность по плаванию должна проходить не ранее чем через 40 мин после еды.
Занятия по плаванию проводит инструктор по физической культуре, имеющий
специальное образование.
Большая роль в подготовке и проведении занятий по плаванию отводится
воспитателям групп. Воспитатели групп работают в тесном контакте с инструктором по
физической культуре и медицинским персоналом. Они ведут работу в своей группе: следят
за выполнением расписания образовательной деятельности, готовят подгруппы к ним,
знакомят детей с правилами поведения в бассейне, непосредственно во время занятий, учат
быстро раздеваться и одеваться. Вместе с медсестрой определяет, кому из детей необходим
щадящий режим или освобождение от занятий, поддерживает тесную связь с родителями.
Воспитатель перед занятий по плаванию проверяет наличие у детей всех
плавательных принадлежностей, помогает детям подготовить все необходимое. Воспитатель
сопровождает детей в бассейн, под его присмотром дети раздеваются, надевают
плавательные шапки и готовятся к занятиям. Особого внимания взрослых требуют дети
младшего возраста. Им необходима помощь и при раздевании, и при одевании, и при мытье
под душем, и при вытирании, так как самостоятельно делать это они еще не умеют, а также
при входе в воду и при выходе из нее. Дети младшего возраста плохо еще запоминают свои
принадлежности. Поэтому, для того, чтобы ускорить все процессы и не допустить,
охлаждения детей и необходима помощь воспитателя.
Роль воспитателя очень важна при организации плавания в бассейне и имеет огромное
значение для воспитания гигиенических навыков.
Санитарно-гигиенические условия проведения занятий по плаванию включают
следующее:
освещенные и проветриваемые помещения;
текущая и генеральная дезинфекция помещений и инвентаря;
дезинфекция ванны при каждом спуске воды;
анализ качества воды и дезинфекции помещений и оборудования контролируется
санэпидстанцией.
16
Санитарные нормы температурного режима в бассейне, параметры набора воды в
каждой возрастной группе
Возрастная группа
Температура
Температура воздуха
Глубина
0
0
воды ( С)
( С)
бассейна (м)
Старшая
+ 27… +280С
+24… +280С
0,8
Подготовительная
+ 27… +280С
+24… +280С
0,8
к школе
3.2. Обеспечение безопасности занятий по плаванию
До начала организации плавания в бассейне, детей надо ознакомить с правилами
поведения в помещении бассейна и на воде. Все взрослые должны знать меры по оказанию
помощи на воде и в любую минуту быть готовыми помочь детям.
Обеспечение безопасности при организации плавания с детьми дошкольного возраста
включает следующие правила.
Занятия по плаванию следует проводить в местах, полностью отвечающих всем
требованиям безопасности и гигиены.
Не допускать неорганизованного плавания, самовольных прыжков в воду и ныряния.
Не разрешать детям толкать друг друга и погружать с головой в воду, садиться друг на
друга, хватать за руки и за ноги, нырять навстречу друг другу, громко кричать, звать на
помощь, когда она не требуется.
Не проводить занятия по плаванию с группами, превышающими 10-12 человек.
Допускать детей к непосредственно образовательной деятельности только с разрешения
врача.
Приучать детей выходить из воды по неотложной необходимости только с разрешения
педагога.
Проводить поименно перекличку детей до входа в воду и после выхода из нее.
Научить детей пользоваться спасательными средствами.
Во время занятий внимательно наблюдать за детьми, видеть всю группу, каждого
воспитанника отдельно и быть готовым в случае необходимости быстро оказать помощь
ребенку.
Не проводить занятия раньше, чем через 40 минут после еды.
При появлении признаков переохлаждения (озноб, «гусиная кожа», посинением губ)
вывести ребенка из воды и дать ему согреться.
Соблюдать методическую последовательность обучения.
Знать индивидуальные данные физического развития, состояние здоровья и плавательную
подготовку каждого ребенка.
Прыжки в воду разрешать детям, умеющим уверенно держаться на поверхности воды.
Не злоупотреблять возможностями ребенка, не форсировать увеличения плавательной
дистанции.
Добиваться сознательного выполнения детьми правил обеспечения безопасности по
плаванию.
Каждый воспитанник должен знать и соблюдать следующие правила поведения в
бассейне:
внимательно слушать задание и выполнять его;
входить в воду только по разрешению педагога;
спускаться по лестнице спиной к воде;
не стоять без движений в воде;
не мешать друг другу, окунаться;
не наталкиваться друг на друга;
не кричать;
17
не звать нарочно на помощь;
не топить друг друга;
не бегать в помещении бассейна;
проситься выйти по необходимости;
выходить быстро по команде педагога.
внимательно слушать объяснение техники прыжка педагогом.
Соблюдение правил поведения в бассейне при организации плавания с детьми
дошкольного возраста способствует обеспечению безопасности при проведении НОД.
3.3. Методические материалы, указания по организации кружка «Морская звезда»
Программа «Морская звезда» по плаванию адаптирована к условиям МАДОУ
«Детский сад № 29 «Даренка».
Формирование групп детей для занятий плаванием осуществляется через заключение
договора с родителями об оказании платных дополнительных услуг по плаванию на основе
учёта индивидуальных и возрастных особенностей, состояния их здоровья и уровня освоения
плавательных умений и навыков.
Занятия проводятся по подгруппам (до 10 человек) во вторую половину дня,
продолжительностью 15-30 минут. Структура занятий традиционная и состоит из вводной,
основной, заключительной частей. Занятия проводятся с октября по апрель месяц, их
количество в год может варьироваться в зависимости от праздничных и карантийных дней.
Обязательно проводится табелирование детей. В конце каждого месяца данные о
посещении детей предоставляются в бухгалтерию учреждения для начисления оплаты.
Перед каждым занятием воспитатель группы осматривает детей и ведёт контроль за
самочувствием каждого ребёнка.
Рациональная
методика
обучения
плаванию
базируется
на
общих
педагогических принципах:
принцип сознательности и активности – предполагает устойчивый интерес и
активное участие в занятиях плаванием;
принцип
наглядности – предполагает использование наглядных пособий,
ориентиров, образных выражений, заданий предметного характера, которые создают условия
более четкого ощущения, воспитания, представления движений в воде и их
совершенствование;
принцип доступности – предполагает постепенное возрастание требований,
соответствующих психологической, физической, координационной готовности к обучению;
принцип
индивидуального подхода – обеспечивает учет индивидуальных
способностей и возможностей ребенка в процессе обучения;
принцип постепенности в повышении требований – предполагает определенную
методическую последовательность в освоении навыка плавания – от легкого к трудному, от
простого к сложному; применение широкого круга упражнений, движений и использование
игрового метода для разнообразия процесса обучения.
Методы обучения:
Словесные: объяснения, в форме образных выражений и сравнений, рассказ, беседы,
команды, распоряжения и указания.
Наглядные: показ изучаемого движения в целостном виде, с разделением на части;
анализ его с помощью наглядных пособий, видеосюжетов, жестов.
Практические: предусматривают многократное повторение движений сначала по
элементам, а затем полностью; обучение в облегченных или усложненных условиях,
изучение движений в игровой и соревновательной деятельности, выполнение контрастных
движений.
18
Навыки плавания формируются у детей, закрепляются и совершенствуются при
использовании различных средств обучения плаванию.
1.
Общеразвивающие и специальные упражнения «суша»:
- комплекс подводящих упражнений;
- элементы «сухого плавания».
1.
Подготовительные упражнения на воде, упражнения, знакомящие детей с
водой и ее свойствами:
- передвижение по дну и простейшие действия в воде;
- погружение в воду, в том числе с головой;
- упражнение на дыхание;
- открывание глаз в воде;
- всплывание и лежание на поверхности воды;
- скольжение по поверхности воды.
1.
Упражнения для разучивания техники плавании «с опорой и без»:
- движение рук и ног;
- дыхание пловца;
- согласование движений рук, ног, дыхания;
- плавание в координации движений.
1.
Простейшие спады и прыжки в воду:
- спады;
- прыжки на месте и с продвижением;
- прыжки ногами вперед;
- прыжки головой вперед.
1.
Игры и игровые упражнения способствующие:
- развитию умения передвигаться в воде;
- овладению навыком погружения и открывания глаз;
- овладению выдохам в воду;
- развитию умения всплывать;
- овладению лежанием;
- овладению скольжением;
- развитию умения выполнять прыжки в воду;
- развитию физического качества.
Основной принцип обучения детей – учить плавать технически правильно, для того
чтобы заложить прочную основу для дальнейших занятий, то есть учить детей техничным,
экономичным и целесообразным движениям, а значит наиболее полезным для здоровья.
Способы спортивного плавания лучше всего подходят для этого. Обучение начинают с кроля
на груди и на спине.
Технику спортивных способов плавания осваивают в таком порядке: формируют
представление о спортивном способе в целом; разучивают отдельные движения;
соединяются разученные движения. Последовательность постановки задач, подбора
упражнений и приемов обучения такова: разучивание движений ног; разучивание движений
рук; разучивание способа плавания в целом; совершенствование плавания в полной
координации.
Каждый элемент техники изучается в следующем порядке:
ознакомление с движением на суше;
изучение движений с неподвижной опорой;
изучение движений с подвижной опорой;
изучение движений в воде без опоры.
Большую роль в формировании двигательных навыков плавания играет также
использование вспомогательного материала и оборудования. Оно помогает разнообразить
приемы и методы обучения, виды упражнений, снять психологическую монотонность,
19
постоянно повторяющихся движений, рационально использовать обучающее пространство,
повышают интерес к занятиям, позволяют использовать дифференцированный подход в
обучении. Оборудование должно быть разнообразным, ярким, интересным, удобным в
обращении и самое главное безопасным. Бассейн также должен быть оформлен таким
образом, чтобы вызывать у ребенка положительное настроение, желание окунуться в этот
загадочный и пока непонятный мир воды, чтобы ему самому захотелось научиться плавать.
При последовательном решении задач и с использованием различных средств выше
перечисленных у детей меньше формируются ошибки в плавании, а незначительные
погрешности легко можно исправить в дальнейшем обучении.
3.4. Организация развивающей предметно – пространственной среды
Развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает максимальную
реализацию образовательного потенциала пространства бассейна, материалов, оборудования
и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями
каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и
совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых,
двигательной активности детей.
Большую роль в формировании двигательных навыков плавания играет использование
вспомогательного материала и оборудования. Оно помогает разнообразить приемы и методы
обучения, виды упражнений, снять психологическую монотонность, постоянно
повторяющихся движений, рационально использовать обучающее пространство, повышают
интерес к НОД, позволяют использовать дифференцированный подход в обучении.
Оборудование должно быть разнообразным, ярким, интересным, удобным в обращении и
самое главное безопасным. Бассейн также должен быть оформлен таким образом, чтобы
вызывать у ребенка положительное настроение, желание окунуться в этот загадочный и пока
непонятный мир воды, чтобы ему самому захотелось научиться плавать.
Все пособия и игрушки периодически подвергаются санобработке в установленном
порядке.
20
Список использованной литературы
1. Васильева В.С. Обучение детей плаванию. – М.: ФиС, 1989
2. Завьялова Т.П Физическая реабилитация дошкольников с нарушениями осанки и стопы
средствами плавания. –Издательство ТГУ ,Тюмень 2008
3. Змановский Ю.Ф. Двигательная активность и закаливание – ведущие факторы
укрепления здоровья ребенка // Дошкольное воспитание, 1988, №8, с.45-51
4. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду. Для
воспитателей детского сада и учителей. – М.: Просвещение, 1991
5.
Петрова Н.Л. Обучение детей плаванию в раннем возрасте: учебно-методическое
пособие/Н.Л. Петрова, В.А. Баранов.-М.: Советский спорт,2006.
6.
Пищиков Н.Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста: занятия, игры,
праздники/Н.Г.Пищиков.-М.:Скрипторий,2008.
7. Рыбак М.В , Раз, два, три, плыви…!:методическое пособие для дошкольных
образовательных учреждений. –Москва, Обруч,2010.
8. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста:
Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ / Т.А. Тарасова. М.:ТЦ Сфера, 2005.-176 с.-(Приложение к журналу «Управление ДОУ»)..
21