Содержание
I Раздел. Пояснительная записка………………………………………………………………………
Нормативно-правовая база составления рабочей программы .......................
Теоретические основы рабочей программы(РП) .............................................
Актуальность РП. ................................................................................................
Цели и задачи
РП…………………………………………………………………………………………….
Категория участников ……………………………………………………………………………………
Объем, срок и порядок реализации РП………………………………………………………….
Оборудование, необходимое для реализации РП (Материальнотехническое
обеспечение)……………………………………………………………………………………
Предполагаемые результаты освоения РП…………………………………………………….
II Раздел. Организационно-педагогические условия……………………………………..
Формы аттестации………………………………………………………………………………………
Учебный план……………………………………………………………………………………………
Календарный учебный график ........................................................................
Рабочая программа «Читалочка».
Комплексно-тематическое планирование
программы ........................................................................................................
Оценочные материалы определения эффективности освоения детьми
Формы и методы организации
рабочей программы .......................................................................................
образовательного процесса: ........................
Методические материалы ...............................................................................
Перечень литературных источников ................................................................
Приложение ......................................................................................................
Игры и упражнения к планированию занятий по системе Н.А. Зайцева ......
I Раздел. Пояснительная записка
Нормативно-правовая база составления рабочей программы
•
Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ, «Об образовании в
Российской Федерации»;
•
Приказе министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013г. «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования;
•
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.364820) от 28 сентября 2020 года N 28;
•
"Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию
и организации работы образовательных организаций и других объектов
социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения
новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"(СП 3.1/2.4.3598-20), от 30 июня 2020
года N 16 (с изменениями на 24 марта 2021 года);
Теоретические основы рабочей программы
Основу дополнительной образовательной программы “Раннее обучение чтению”
составляют:
1. Концепция JI. А. Венгера о развитии способностей ребенка дошкольного
возраста, содержащая утверждение, что главное в обучении грамоте - это
развитие
способностей, позволяющих ребенку самостоятельно анализировать,
моделировать,
находить решения в новых ситуациях, осознанно относиться к собственной
деятельности, а
не только формирование знаний, навыков и умений.
2. Теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития:
основной путь развития ребенка - это путь обогащения, наполнения наиболее
значимыми для
дошкольника формами и способами деятельности, - путь амплификации.
3. Концепция Д.Б. Эльконина, основанная на теории поэтапного формирования
умственных действий. Он считал, что “чтение есть воссоздание звуковой формы
слова на
основе его графического обозначения”.
Исследования лингвистов, психологов, педагогов (JI.A. Венгер, С.В. Мухина, Д.Б.
Эльконин и др.) показали, что дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы
к
обучению грамоте, т.к. их отличает острота и свежесть восприятия,
любознательность и
яркость воображения. В отечественной и зарубежной педагогической теории и
практике
накоплен определенный опыт по раннему обучению дошкольников чтению (Г.
Доман, Н.А.
Зайцев, М. Монтессори, Л.Н. Толстой, П.В. Тюленев, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и
др.).
Данная рабочая программа разработана на основе методики обучения чтению по
кубикам
Н.А. Зайцева «Кубики Зайцева», а также строится на основе следующих
образовательных
технологий: Т.А. Евтюковой «Умные вопросы», Д.Г. Шумаевой «Как хорошо уметь
читать!»
и О. Шапиной «Чистоговорки и скороговорки для развития речи».
Обучение чтению по кубикам Н.А. Зайцева - это целая система занятий, в основе
которых
лежит складовой принцип обучения (заучивание складов, их пропевание).
Ведущим средством развития ребёнка является игра, что позволяет сделать
учебный процесс увлекательным и ненавязчивым.
По методике Н.А. Зайцева всё обучение чтению строится на кубиках и настенных
таблицах. Используются большие и маленькие кубики, есть одинарные и двойные,
золотые,
железные, деревянные. Имеется белый кубик со знаками препинания. Они
отличаются по
весу, по звучанию и вибрации наполнителя и т.п. Каждая особенность имеет свою
цель,
чтобы решать определенные задачи по обучению чтению. Одновременно с
кубиками при
обучении используются специальные таблицы складов.
Игра выстраивается в сложный процесс овладения многими учебными умениями.
Она предполагает взаимопроникновение разных видов деятельности:
наблюдение, обследование,
беседа, чтение по таблице, чтение и «письмо» кубиками, чтение произведений
русского
народного творчества: колыбельные песенки, считалки, скороговорки, дразнилки,
небылицы
и др.
Программа построена с учетом возрастных особенностей речевого развития
детей от 5
лет. Обучение чтению носит общеразвивающий характер, способствует развитию
активной
мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и
эстетических
качеств личности ребенка.
-речевое развитие.
Актуальность программы
Актуальность развивающего обучения детей дошкольного возраста в наше время
не
вызывает сомнения. По словам Л.С. Выготского «только - то обучение в детском
возрасте
хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за собой». Чтение –
один из
важнейших источников познания и речевой деятельности, тесно связанный как с
произношением, так и с пониманием речи. Чтение заложено в основу обучения и
является
одним из необходимых навыков в жизни. Оно играет ключевую роль в
образовании,
воспитании и развитии человека. Чтение – это неисчерпаемый источник
обогащения
знаниями. Универсальный способ развития познавательных и речевых
способностей
ребёнка, его творческих сил.
Зачем ребёнку читать до школы? Преимуществ очень много:
На раннем этапе улучшается произношение – постоянное проговаривание
слов по
складам способствует тому, что речь ребёнка становится чище;
Обогащается словарный запас;
Ребёнок умеющий читать, более самостоятелен: его можно приучить к
мысли, что
знания он может добывать сам из книг (очень полезный навык, который
хорошо бы
выработать с детства);
Дети, которые научились читать книги рано, читают книги с большим
удовольствием;
Раннее чтение влияет на грамотность.
Навык чтения, правильно сформированный в дошкольном возрасте,
благотворно
влияет как на становление дальнейшей учебной деятельности, так и на
общее
развитие личности ребёнка.
Актуальность данной проблемы и повлияла на разработку программы кружка
«Читалочка».
Цели и задачи рабочей программы
Цель:
формирование навыка осознанного грамотного чтения на принципе чтения по
складам.
Задачи:
1. Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с
постепенным переходом к чтению целыми словами; далее развивать навыки
чтения
целыми словами и небольшими предложениями
2. Развивать навык звукового анализа и синтеза.
3. Овладевать техникой складового чтения.
4. Формировать умение «печатать» склады и слова в тетради.
5. Формировать социальную позицию детей и восприятие ими сверстников на
положительной эмоциональной основе.
6. Стимулировать познавательный интерес к чтению.
7. Адаптировать ребенка к школе.
Категория участников: дети старшей(подготовительной) группы.
Сроки и порядок реализации программы
Данная программа рассчитана на два учебных года с ноября по май. Занятия
построены
на совместной деятельности ребенка и взрослого, проводятся 1 раз в неделю по 1
академическому часу, продолжительность которого составляет 30 минут с группой
детей, не
превышающей 8-10 человек в специально оборудованном кабинете с
использованием таблиц
и кубиков Н.А.Зайцева.
Оборудование, необходимое для реализации программы (Материальнотехническое обеспечение):
Перечень оборудования кабинета дополнительного образования – методический
кабинет:
- столы, стулья для детей и педагога;
- шкаф для хранения дидактический пособий и наглядного материала;
Перечень оборудования для проведения занятий:
- кубики (комплект в количестве 54 штук; они различаются по размеру, цвету,
наполнителю);
- таблицы (2 таблицы с изображением кубиков со складами в определенном
порядке);
- складовые картинки
- разработка «Пишу красиво»
Для обучения детей чтению и письму по данной методике используется комплект
Н.А. Зайцева, в который входят:
Кубики со складами сгруппированы по признаку: «деревянные», «железные»,
«золотые». Также все склады в таблицах разделены на столбцы, которые
читаются (поются)
по определенной системе, сверху-вниз, например, ПУ, ПО, ПА, ПЭ, ПЫ, П. Чтение
(пение)
может происходить и в горизонтальной плоскости (слева-направо) на мотивы
различных
мелодий детских песенок.
Кубики и таблицы расположены в кабинете для занятий. Все кубики
выкладываются
на стол сразу, а таблицы висят на стене над кубиками примерно на уровне головы
педагога.
Таблицы располагаются так высоко для профилактики нарушений зрения и осанки
детей.
Под таблицей вешается полка для составления на ней слов и фраз из кубиков.
Помимо кубиков и таблиц в комплект пособий входят складовые картинки.
Складовая картинка представляют собой карточку с изображением предмета и
записанным
печатными буквами его названием. С обратной стороны каждой карточки
находится только
название предмета. Слова на складовых картинках написаны таким образом, что
ударный
склад выделен черным цветом. Например: корова, верблюды. В настоящее время
выпущено
несколько серий складовых картинок по различным темам. Например: «Детский
мир», «Что
вокруг меня растет» и т.п. Складовые картинки бывают цветными и силуэтными.
Благодаря
этому происходит развитие восприятия и наглядно-образного мышления ребенка.
Предполагаемый результат освоения программы
У ребенка воспитывается особая чуткость к звучанию и написанию слов. Дети,
обучающиеся по программе «Раннее обучение чтению по методике Н.А.Зайцева»
практически избавлены от наиболее распространенных ошибок, пропусков,
перестановок,
грубых искажений букв.
На этапе слогового чтения дети без затруднений, быстро и без особых усилий
переходят
к слитному чтению и чтению целыми словами.
Формируется интерес к языку и его законам.
При использовании предлагаемой системы обучения грамоте занятия чтением и
письмом
не сводятся к тренировке навыков, а становятся важным шагом психического
развития детей.
Обучающийся должен:
- знать: все буквы русского алфавита;
- уметь:
1. вычленять звуки в словах, определять их последовательность;
2. научиться различать гласные и согласные звуки и буквы;
3. делить слова на слоги, составлять из слогов слова, из слов – предложения;
4. научиться обозначать мягкость и твёрдость согласных звуков на схеме;
5. на слух определять звонкий, глухой согласный звук;
6. отвечать на вопросы педагога; слушать и выполнять основные его требования;
7. осуществлять самоконтроль, находить ошибки.
II Раздел. Организационно-педагогические условия
Формы мониторинга
Для отслеживания результатов усвоения программы проводится промежуточная и
Итоговая диагностика детей.
Промежуточная диагностика
1. Промежуточная диагностика обучающихся проводится 2 раза после
подготовительного
и основного этапов обучения.
2. Промежуточная диагностика проводится с целью определения исходного
уровня
развития способностей детей к обучению грамоте после подготовительного этапа
обучения.
3. Промежуточная диагностика проводится с целью определения качества
усвоения
детьми содержания программы после основного этапа обучения.
4. Промежуточная диагностика воспитанников проводится в форме открытых
занятий.
5. Промежуточная диагностика осуществляется педагогом дополнительного
образования.
6. Материалы для промежуточной диагностики разрабатываются с учетом
дополнительной образовательной программы педагогом дополнительного
образования.
Итоговая диагностика
1. Итоговая диагностика детей проводится после итогового этапа обучения по
дополнительной образовательной программе.
2. Итоговая диагностика воспитанников проводится в форме обследования.
3. Результаты итоговой диагностики оцениваются таким образом, чтобы можно
было
определить:
- насколько достигнуты прогнозируемые результаты дополнительной
образовательной
программы каждым ребенком;
- полноту выполнения дополнительной образовательной программы;
-результативность самостоятельной деятельности обучающегося в течение всего
года
обучения.
Учебный план работы программы «Читалочка»
Структурно занятия разделяются на 3 этапа (длительность каждого этапа можно
изменять): подготовительный, основной и итоговый. Между этапами нет четкой
границы.
По желанию педагога задания из итогового периода могут использоваться в
основном и
наоборот; на одном занятии могут быть представлены игры из всех 3 этапов и т.д.
(см.
приложение).
На каждом занятии берется определенная лексическая тема. В рамках этой темы
формируется словарный запас, повторяются основные понятия и слова, делаются
обобщения, проводятся игры: «Четвертый лишний», «Назови слово», «Составь
слово»,
проводится пальчиковая гимнастика.
В зависимости от содержания занятий и форм организации образовательного
процесса на различные этапы отводится определённое количество времени. На
некоторых
занятиях работа с кубиками и таблицами может проводиться параллельно с
изучением темы
по окружающему миру, т.е. в течение всего занятия. При дифференциации
заданий может
быть использована индивидуальная или групповая форма работы с детьми по
формированию
и развитию навыка чтения. В таблице приведены примерные показатели
использования
времени на определённых этапах занятия.
Этапы
Содержание работы
Продолжительность
I
II
III
IV
Работа с кубиками и таблицами по методике Н.А.
Зайцева
Ознакомление с окружающим миром (беседа,
игра, эксперимент и т.д.)
Слушание, чтение художественных
произведений
Развитие мелкой моторики (раскрашивание,
штриховка, печатание букв, слов и т.д.)
10 мин
10мин
5 мин
5 мин
Учебный план
Этапы
Содержание работы
Мониторинг
Подготовительный Знакомство с кубиками
этап
( закрепить склады на кубиках)
Основной этап
Порядок расположения складов на
кубиках и в таблицах(2 год –
закрепление)
Попевки.
Рисование и письмо
Цепочки
Загадалки
загадки
диктанты
1год
обучения
2год
обучения
октябрь
ноябрь
Декабрь-апрель
Итоговый этап
Выразительное чтение и хоровое
пение
май
Мониторинг
Рабочая программа «Читалочка». Комплексно-тематическое планирование
программы
№
Лексическая
Содержание, методы и
Цели, задачи
тема
приемы
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Задачи: Привлечь внимание детей к кубикам и таблицам, развивать умение
манипулировать кубиками, научить следить за действиями
педагога и выполнять его инструкции
1
Знакомство
1. Показ и совместное с
- привлечь
детьми обследование
внимание детей к
кубиков, показ
кубикам и таблицам;
наполнителя.
- развивать
2. Упражнение: «Какую
зрительно-моторную
песенку тебе спеть?»
координацию,
формировать
3. Игра
речевой выдох;
«Классификации».
- уточнять
4. Игра «Паровоз»
произнесение
(вариант 1).
различных звуков в
5. Коллективное
сочетаниях с
выкладывание имен
гласными;
детей
- развивать
из кубиков.
ритмикоинтонационную
сторону речи;
- учить запоминать
алгоритм
пропевания складов.
Игрушки
1. Пение песенок по
- учить работать с
2.
таблице 1 в
кубиками, выбирая
вертикальной плоскости. на них сторону
с заданной гласной;
2. Коллективное
- способствовать
выкладывание имен
детей
запоминанию и
прочтению складов
из кубиков.
3. Упражнение «Поющие с одной и той же
гласной;
башенки»,
- учить осмысленно
«Говорящие башенки».
находить нужный
4. Игра «Паровоз»
кубик;
(вариант 2).
- привлечь
внимание к работе с
кубиками
3.
4.
Осень.
Периоды
осени.
Месяцы.
Деревья.
1. Пение по таблице 1 в
вертикальной
плоскости.
2. Пение по таблице 1 в
горизонтальной
плоскости.
3. Игра «Смешные
слова».
4. Игра «Паровоз»
(вариант 2) (букву дети
выбирают сами).
Овощи.
Фрукты Лес.
Грибы.
Ягоды.
1. Организационный
момент. «Угадайте, что
мы сейчас будем
делать?»
2. Пение по таблице 1 в
вертикальной
плоскости.
3. Пение по таблице 1 в
горизонтальной
плоскости.
4. Упражнение «Письмо
слов по таблице 1»
(пишем слова –
названия овощей).
5. Игра «Поездка».
.
- помочь детям
запомнить алгоритм
пропевания
складов по таблице;
- развивать
зрительно-моторную
координацию;
- формировать
слуховые,
зрительные и
двигательные
связи;
- познакомить детей
с системой поиска
нужного
склада;
- развивать речевое
дыхание, ритмикоинтонационную
сторону речи;
- развивать у детей
зрительно-моторную
координацию;
- формировать
навык складового
синтеза;
- учить запоминать
расположение
складов и
прочитывать их
ОСНОВНОЙ ЭТАП
Задачи: учить детей самостоятельно выкладывать слова из кубиков и читать их,
чувствовать длину слова, ставить все кубики рядом, не
допуская между складами разрывов, оперировать понятиями «ударение» и
«большая буква», работать по складовым картинкам
декабрь
Зима
Пение по таблице 1 в
вертикальной
плоскости.
2. Упражнение
«Письмо слов по
- подготовить
детей к работе со
складовыми
картинками;
- стимулировать к
январь
таблице 1»
(слова придумывают
дети и пишут их
совместно с
педагогом).
3. Игра «Угадай-ка»
(выбор из 6-7).
4. Работа со
складовыми
картинками
ия;
самостоятельному
прочтению слов
с помощью метода
исключен
Зима. Зимние
месяцы.
Приметы зимы.
1. Пение по таблице 1
в вертикальной
плоскости.
2. Пение по таблице 1
в горизонтальной
плоскости.
3. Игра «Задуманное
слово»
4. Игра «Угадай-ка»:
выбор из 7-8.
5.Работа со
складовыми
картинками
- учить детей
самостоятельно
выкладывать
слова
кубиками;
- находить
заданный кубик из
общей массы, с
опорой
на таблицу и на
слух.
Зимующие
птицы. 1.
картинками
Пение по таблице 1
складов в
горизонтальной
плоскости.
-закрепить навык
группового написания
и индивидуального прочтения
слов
- закрепить у детей
умение
ориентироваться в
общей
20
2. Игра «Твое
словечко».
3. Игра «Найди
заданный кубик».
4. Работа со
складовыми
1. Пение по таблице 2 в
вертикальной
массе кубиков;
- находить
заданный кубик,
приучаясь
использовать
таблицу в
качестве
подсказки.
Дикие животные
зимой.
- закрепить навык
пропевания песенок
плоскости.
2. Игра «Найди
заданный кубик».
3. Игра «Чудесный
мешочек».
4. Работа со складовыми
картинками
январь
март
Домашние
птицы.
1.Пение по таблице 2 в
вертикальной
плоскости.
2. Упражнение
«Прочитай кубик у
соседа».
3. Упражнение
«Домашние птицы».
4. Работа со складовыми
картинками
Транспорт.
Профессии на
транспорте.
1. Пение по таблице 2 в
вертикальной
плоскости
2. Пение по таблице 1 в
горизонтальной
плоскости
3. Игра «Транспорт»
4. Работа со складовыми
картинками
на кубиках;
- учить соотносить
кубики с
плоскостным
изображением
соответствующих
складов на таблице
и
ориентироваться в
таблице;
- развивать навык
прослеживания
глазами столбцов
на таблицах
- закрепить у детей
навык поиска
нужного столбца
таблицы на слух;
- закрепить умение
ориентироваться по
таблице.
- учить детей
интуитивному
чтению разных
слов;
- расширять
словарный запас;
- отрабатывать
различные
грамматические
категории,
закреплять навыки
словообразования;
19. Профессии.
Орудия труда.
ИТОГОВЫЙ ЭТАП
Задачи: научить всех детей выкладывать из кубиков короткие беспредложные
фразы, читать их, дать представление о большой букве в
начале предложения и расстоянии между словами, точке в конце предложения,
запятой, а также научить начертанию букв карандашом и фломастером на бумаге
и мелом на доске.
март
Ранняя весна
. 1. Орг. момент: дети,
войдя в кабинет читают
- учить детей
работать в
и анализируют
предложение «Будем
читать.»
2. Коллективное
написание придуманного
детьми предложения.
3. Работа с пособием
«Пишу красиво»
команде;
- учить детей
складывать слово
из заданных
кубиков
- формировать у
детей навык
складового
синтеза;
- закрепить навык
нахождения и
прочтения нужного
склада без опоры
на таблицу.
апрель
Весна
. Весенние месяцы.
Животные весной.
Приметы
весны. Весенние цветы.
1. Пение по таблице 1 в
горизонтальной
плоскости
2. Игра «Живое слово»
3. Работа с пособием
«Пишу красиво»
май
Мы читаем.
С.Я. Маршак.
1. Работа с
предложением
2. Письмо слов и
словосочетании на
листах
разлинованной бумаги А4
под диктовку.
Итоговый мониторинг
- учить детей
выкладывать из
кубиков сначала
беспредложные
короткие, затем
распространенные
предложения и
читать их;
- учить
пользоваться
знаками
препинания,
значком ЗБ,
оставлять
расстояние между
словами;
- распространять
предложение
путем подбора и
написания
кубиками
однородных
определений;
- расширять
словарь, уточнять
грамматические
категории слов
1. Определить уровень развития
фонематического слуха;
2. Выявить уровень развития мелкой моторики;
3. Выявить уровень сформированности графомоторных навыков;
4. Выявить уровень сформированности навыка
чтения.
Оценочные материалы определения эффективности освоения детьми
программы
Цель: определить уровень развития способности детей к обучению грамоте.
Задачи:
1. Определить уровень развития фонематического слуха;
2. Выявить уровень развития мелкой моторики;
3.Выявить уровень сформированности графо-моторных навыков;
4.Выявить уровень сформированности навыка чтения.
Критерии и показатели:
1. Фонематический
слух
1. Выделение звуков из ряда других
звуков
Инструкция: «Хлопни, когда услышишь
звук Р». Педагог в
медленном темпе называет звуки:
МПНРШЛРРКВТ, ребенок
хлопает, если слышит нужный звук.
2. Звукобуквенный анализ и синтез
Инструкция: «Назови первый
(последний) звук в слове АРБУЗ».
Ребенок называет звук. (слова: УТКА,
КОТ, МАШИНА,
КОРАБЛЬ, РАКЕТА, …)
Инструкция: «Из каких букв состоит
слово КОТ…». Ребенок
называет буквы по порядку.
3. Деление слов на слоги
Инструкция: «Прохлопай слово
САМОЛЁТ». Ребенок медленно
проговаривает слово, хлопая на каждый
слог: «СА-МО-ЛЁТ»
(слова: молоко, кот, таракан, танк, …)
2. Мелкая моторика
3. Графические
навыки
4. Чтение
1. Кинестетические основы движений
Выполнение по зрительному образцу:
Инструкция: «Делай как я»
• соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо – "OKEY"
• пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы
вытянуты – "зайчик"
• 2 и 5 пальцы – "коза-дереза"
2. Кинетическая основа движений
Инструкция: посмотри, что я сейчас
сделаю, и повтори так же.
Демонстрируется трижды подряд
последовательность из трех
движений: кулак-ребро-ладонь. Ребенок
должен трижды
воспроизвести эту последовательность
Если ребенок нарушил
последовательность не более одного
раза,
указывается ошибка и дается другая
попытка. При ошибочном
воспроизведение демонстрация
образца повторяется но не более 5
демонстраций.
1. Узнавание букв
Инструкция: «Называй буквы, которые
знаешь». Педагог
предъявляет ребенку буквы, ребенок
называет.
2. Пространственные представления на
листе бумаги
Инструкция: «Посмотри на образец, и на
своем листе также
расположи точки». Ребенку
предъявляется карточка, на которой
расположено 8 точек (они могут быть в
углах, в серединке, вдоль
края листа, сверху, снизу). Ребенок
рисует на своем листе точки в
тех же местах.
1. Чтение слогов, слов, предложений
Инструкция: «Прочитай слово». Слова
предъявляются в
следующей последовательности: мама,
вата, сова, молоко, корова,
рис, весы, магазин, велосипед, …
Если ребенок прочитал слова, то ему
дается задание: «Прочитай
предложение». Например: В вазе стоят
цветы. Лиса живет в лесу.
2. Темп чтения
Если ребенок читает предложения, то
ему дается задание «Выбери
время года, которое тебе больше всего
нравится. Прочитай
рассказ»
Весна
Солнце пригрело. Побежал ручьи.
Прилетели грачи. Птицы
выводят птенцов. Весело скачет по лесу
заяц. Лисица вышла на
охоту и чует добычу. Волчица вывела
волчат на поляну.
Медведица рычит у берлоги. Над
цветами летают бабочки и пчелы.
Все рады весне.
Лето
Наступило теплое лето. В саду поспела
смородина. Даша и Таня
собирают ее в ведерко. Затем девочки
кладут смородину на блюдо.
Мама будет варить из нее варенье.
Зимой в холода дети будут пить
чай с вареньем.
Осень
Пролетело веселое лето. Вот и
наступила осень. Пришла пора
убирать урожай. Ваня и Федя копают
картофель. Вася собирает
свеклу и морковь, а Феня фасоль. В
саду много слив. Вера и
Феликс собирают фрукты и отправляют
их в школьную столовую.
Там всех угощают спелыми и вкусными
фруктами.
Зима
Морозы сковали землю. Замерзли реки
и озера. Везде лежит белый
пушистый снег. Дети рады зиме. По
свежему снегу приятно бежать
на лыжах. Серёжа и Женя играют в
снежки. Лиза и Зоя лепят
снежную бабу. Только животным тяжело
в зимнюю стужу. Птицы
летят ближе к жилью. Ребята, помогите
зимой нашим маленьким
друзьям. Сделайте для птиц кормушки.
Система оценки
Система мониторинга предполагает 4х бальную систему оценки:
2 балла – ребенок выполняет безошибочно все тестовые задания и пробы
1,5 балла – ребенок выполняет основную часть заданий без ошибок,
обращается за помощью к педагогу, может самостоятельно или по указанию
педагога исправить ошибку
1 балл – ребенок допускает ошибки при выполнении заданий, затрудняется
или не способен исправить после указания педагога
0,5 балла – ребенок не справляется с большинством диагностических заданий
По результатам мониторинга суммируется общий балл.
Уровневая характеристика подготовки детей к обучению грамоте
10 – 8 баллов
Выше достаточного
уровень
Ребёнок точно и
правильно
воспроизводит в темпе
предъявления слоговые
ряды.
Правильно выполняет
фонематический анализ и
синтез с первой попытки
(определяет место звука в
слове,
последовательность
звука в слове, количество
звуков в слове, делит
слова
на слоги). Ребёнок
правильно и точно
7-5 баллов
достаточный
4 и ниже балла
низкий
Ребёнок первый член
слогового ряда
воспроизводит
правильно,
второй уподобляет
первому.
Правильно выполняет
фонематический анализ и
синтез со второй попытки.
Ребёнок показывает
замедленное послоговое
воспроизведение.
Показывает
заторможенность и не
скоординированность
движении при
выполнении
Ребёнок неточно
воспроизводит оба члена
пары слогового ряда с
перестановкой слогов, их
заменой и пропусками
или
не воспроизводит.
Правильно выполняет
фонематический анализ и
синтез с третьей попытки
или не выполняет.
Ребёнок
искажает звуко-слоговую
структуру слова (пропуски
и
перестановки звуков и
воспроизводит в темпе
предъявления звукослоговую структуру слова.
Выполняет движения в
полном объёме в
нормальном темпе.
Ребёнок
точно повторяет
расположение точек на
листе бумаги, повторяет и
сохраняет масштаб
рисунка.
Графические навыки у
ребёнка сформированы
хорошо. Читает целыми
словами в нормальном
темпе
задания. Ребёнок
допускает
небольшое нарушение
расстояний между
точками
при сохранении формы
или
точно копирует формы
рисунка при нарушении
масштаба. Испытывает
некоторые трудности в
выполнении графических
движении. Пользуется
послоговым способом
чтения при среднем
темпе.
слогов внутри слова) или
не
воспроизводит вовсе. У
ребёнка наблюдаются
трудности в
переключении
движении или
отказывается
от выполнения задания.
Заданная форма не
сохранена (точки
расположены по кругу или
квадрату). Графические
навыки развиты слабо,
возможны трудности.
Пользуется побуквенным
способом чтения при
замедленном темпе.
Формы и методы организации образовательного процесса:
Обучение чтению и счету по кубикам Зайцева с использованием складовых
блоков,
кубиков, складовых картинок проходит в форме веселой и увлекательной игры,
соревнования, попевок. Дети даже не всегда понимают, что их учат читать. «А мы
сами
научились!» - заявляют они изумленным родителям. А все потому, что методика
понастоящему игровая.
Для реализации программы используются игры-занятия с подгруппой детей,
сочетающие
в себе следующие формы:
объяснение;
дидактические игры;
разгадывание загадок;
развивающие игры;
подвижные игры;
игры с таблицей;
игры-викторины;
игры-соревнования.
Методы проведения занятий:
1. Словесные методы обучения:
а) объяснение;
б) рассказ;
в) пропевание (звуков и складов).
2. Наглядные методы обучения:
а) показ кубиков, таблиц;
б) использование дополнительных пособий (иллюстрации, карточки, настольно печатные
игры)
в) показ способов действия.
3. Практические методы обучения:
а) совместная деятельность взрослого и детей;
б) самостоятельная детская деятельность.
Информационно-методическое обеспечение
Организация образовательного процесса обеспечивается учебно-методической
литературой и электронными информационно-образовательными ресурсами,
необходимыми
для реализации рабочей программы:
1. Зайцев Н.А. «Кубики Зайцева» учебник для родителей, воспитателей и учителей,
7–
издание. СПб., 2012г.
2. Евтюкова Т.А. Умные вопросы. Сибирское университетское издательство, 2005 г.
3. Шапина О. Чистоговорки и скороговорки для развития речи. СПб., 2008 г.
4. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать! СПб., 2010 г.
5. ЭОР «Кубики Зайцева» Музыкальное сопровождение к учебному пособию
«попевки
алфавит».