СОДЕРЖАНИЕ.
Ι
1.1.
1.1.1.
1.1.2.
1.1.3.
1.1.4.
1.2.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Актуальность
Педагогическая целесообразность
Терминология
Рабочая типология детской одаренности
Основные принципы реализации учебно-воспитательного процесса с одаренными
детей
1.3.
Цель и задачи программы……………………
1.4
Возрастно-психологические особенности развития одаренности дошкольника
1.5.
Этапы развития одаренности у дошкольников
1.6.
Ожидаемы результаты освоения программы
II
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.
Срок реализации программы
2.2.
Формы и методы работы по реализации программы
2.3.
Педагогическая диагностика предпосылок одаренности у детей дошкольного
возраста
2.3.1 Методика «Оценка общей одаренности
2.3.2 Методика «Определение склонностей ребенка
2.3.3. Методика «Экспертных оценок по определению одаренных детей
2.3.4. Диагностическая проективная методика «Древо желаний»
2.3.5. Диагностика творческого потенциала. Тест Торренса «Дорисовывание
фигур».........
III
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.
Примерный учебно-тематический план работы с талантливыми и одаренными
детьми
3.2.
Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы
3.3.
Методическое обеспечение Программы……………
3.4.
Заключение
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ
1
Карта одаренного ребенка
2
Примерный индивидуальный образовательный маршрут сопровождения
одаренного ребенка
3
Примерный перспективный план мероприятий психолого-педагогического
сопровождения талантливых детей
4
Экспресс-анкета «Одаренный ребенок» (для воспитателя)
2
3
3
3
4
4
5
6
7
8
9
9
10
10
11
12
13
15
17
20
21
21
22
22
23
23
24
25
26
27
28
Одаренность – это системное, развивающееся в течение
жизни качество психики, которое определяет возможность
достижения человеком более высоких, незаурядных результатов
в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими
людьми.
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка.
Проблема одаренности и организации работы с одаренными вызывает большой
интерес уже на протяжении довольно продолжительного периода времени. В последнее
время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности
все больше возрастает. Это связано с возрастанием количества одаренных детей и с
происходящими социально-экономическими преобразования в государстве и усилением
внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал
рассматриваться в качестве основного капитала государства. Выявление одаренных детей
на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти,
логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из
важнейших аспектов деятельности детского сада. Создать условия для раскрытия и
развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в
профессиональной деятельности.
Основное назначение программы заключается в разработке целостной системы
действий, с учетом ресурсов: материально-технического и кадрового обеспечения.
Программа направлена на организацию работы с одаренными детьми в условиях
реализации ФОП и ФГОС ДО в МАДОУ «Детский сад№29 «Даренка»
1.1.1 Актуальность темы.
Самым ярким периодом для развития способностей является раннее детство и
дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная
активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него
развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость
манипулирования ими. «Родовыми» чертами дошкольного возраста является фантазия,
творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая
чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития
творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно
выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по
сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную
активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких
специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного
учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой
частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности. Поэтому
забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной
жизни завтра.
Между тем отмечается ряд проблем, требующих пристального внимания и тесного
взаимодействия всей педагогической общественности:
отсутствие сотрудничества педагогов и родителей в создании условий для
развития природных задатков воспитанников;
3
отсутствие целенаправленной системы поддержки одаренных детей, в
результате чего их творческий и интеллектуальный потенциал не раскрывается
в полной мере;
неподготовленность педагогов к индивидуализации обучения;
ослабленность научно-методической поддержки педагогов, работающих с
одаренными детьми.
Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует
признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы.
Одаренные воспитанники должны воспитываться и обучаться в группах вместе с
другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации
одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени
одаренности других воспитанников.
В этой связи требуется серьезная просветительская работа среди педагогов, а
также родителей воспитанников для формирования у них научно-адекватных
современных представлений о природе, методах выявления и путях развития
одаренности. Поэтому становится актуальная разработка Программы одаренности,
которая выступала бы в качестве теоретического и методического основания для работы
с одаренными детьми. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.
1.1.2 Педагогическая целесообразность.
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением
одарённых детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время
волнуют многих. Это связано с развитием образования, которому присущи унификация и
профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием
механизма социальной поддержки для талантливой молодежи.
Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из
перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь
одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности.
Одаренные дети – это особый мир детства. Эти дети отличаются от других:
легкостью и скоростью обучения по сравнению со сверстниками;
существенно меньшим объемом помощи со стороны взрослых, повышенной
самостоятельностью;
стремлением к творчеству, к достижению высокого уровня мастерства;
высоким уровнем познавательной мотивации, любознательности, страстным
увлечением любимым делом.
Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития таланта и
одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика,
реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долго преобладавшей
ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны – отсутствием у работников
системы дошкольного образования необходимых знаний о методах выявления и развития
одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике дошкольных
учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной,
планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по
выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников. В эту работу должны
быть включены родители, социальное окружение, общественность.
Работа с одаренными детьми, является неотъемлемой частью более широкой
проблемы развития творческого, внутреннего потенциала личности.
Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности,
во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным
мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни. Выявление
одаренных детей на основе наблюдения, речи, памяти, логического мышления и работа с
4
одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского
сада.
1.1.3 Терминология.
Термины, которые используются при характеристике познавательных
возможностей обучающихся, включает такие понятия как: способности, талант,
одаренность, гениальность.
Способности - индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно
заниматься определенной деятельностью.
Талант - выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой- либо
определенной деятельности.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием
качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей
творчества.
Одаренность - системное, развивающееся в течение жизни качество психики,
которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в
одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренные дети - это дети, которые отличаются высокими функциональными
или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической,
творческой, художественной, психомоторной или социальной.
Под педагогической поддержкой одаренных детей понимается создание программ
обучения и воспитания одаренных детей, а также реализация этих программ в учебном
процессе в соответствии с потребностями и возможностями этой категории
обучающихся, что обеспечивает дальнейшее развитие одаренности специфическими
педагогическими средствами.
Под психологической поддержкой одаренных детей понимается система
психологических мер, способствующих беспрепятственному развитию личности ребенка.
Под социальной помощью одаренным детям понимается специальная
деятельность федеральных, региональных, муниципальных и общественных организаций
по минимизации факторов, значительно усложняющих процессы.
1.1.4 Рабочая типология детской одаренности
Дети,
одаренные
в
познавательной
деятельности
(две
подгруппы: академически одаренные дети и интеллектуально одаренные дети):
Академически
одаренные
дети —
дети,
успешно
обучающиеся,
отлично справляющиеся с учебным материалом, имеющие высокий уровень обучаемости
(академическая одаренность).
Конструкторская одаренность – развитое пространственное мышление, любовь к
конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций,
способность к изобретательству, рационализации.
Интеллектуально одаренные дети — дети с высокими показателями специальных
тестов интеллекта (интеллектуальная одаренность).
Художественно-эстетически
одаренные
дети —
дети
с
высоким
уровнем творческих способностей, основанных на сочетании высокого уровня развития
логического (или конвергентного) мышления и творческого мышления.
Творческая одаренность - мы относим детей, достигших успехов в каких либо
областях художественного творчества: музыкантов, поэтов, художников, шахматистов:
художественная одаренность (проявление фантазии в творческих
художественных работах, высокое качество и разнообразие творческих работ в
соответствии с возрастом (рисунки, поделки);
5
хореографическая одаренность (чувство ритма, музыкальный слух,
способность копировать движения, хорошая двигательная память);
вокальная одаренность (умение понимать и воспроизводить мелодию,
чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух);
литературная одаренность (хорошая речевая фантазия, умение составлять
рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов);
артистическая одаренность (умение «вжиться» в роль, держаться на
публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и
речевая память).
Психомоторная одаренность, спортивная - высокие спортивные
показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к
спортивным достижениям, физические данные и выносливость.
Социально-личностная, коммуникативная одаренность - умение
понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние,
гасить конфликты.
Лидерская одаренность - умение организовать сверстников на какоелибо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться
результата, и стремление контролировать ситуацию.
Стабильная (приходящая) одаренность – по возрастным особенностям
проявления.
1.2 Основные принципы реализации учебно-воспитательного процесса с одаренными
детьми.
В основу программы положены ведущие принципы современной педагогики и
психологии:
1.Системный подход, который реализуется через:
интеграцию различных форм воспитания и обучения одаренных детей на всех
этапах становления, развития их личности;
интеграцию различных предметов и видов искусств на всех стадиях развития
одаренных детей, учитывая их способности;
взаимосвязь образования, обучения и воспитания одаренных детей с развитием
общей культуры в различных видах и формах занятий, творческой деятельности
детей;
взаимодействие обязательных занятий и факультативных форм (в том числе
спецгруппы, кружки, секции и т.д.), избираемых в соответствии с
индивидуальными способностями, склонностями и интересами одаренных детей;
направленность на формирование целостной индивидуальности дошкольника как
системы, включающей интеллектуальную, нравственную и эмоциональноволевую сферы;
обеспечение
тесного
взаимодействия сотрудничества
всех
субъектов
учебновоспитательного процесса (педагогов, родителей и самого одаренного
ребенка);
наличие
соответствующей
подсистемы
организационно-методического
обеспечения (подбор педагогических кадров, их стимулирование, подготовка и
издание методических рекомендаций, разного рода инструктивных материалов,
проведение конференций, семинаров и т.д.).
2.
Деятельностный подход призван содействовать раскрытию в человеке
творческого потенциала, развитию потребности и способности преобразовывать
окружающую действительность и самого себя «по законам разума, красоты и добра».
3.
Принцип индивидуализации в обучении и развитии одаренных
детей заключается в том, что каждый одаренный ребенок должен воспитываться,
6
обучаться и развиваться по индивидуальной программе, содержание которой направлено
на реализацию его непосредственных интересов и способностей. Однако ни в коем
случае нельзя замыкать ребенка в рамках того увлечения, в котором раскрывается его
одаренность, т.е. нельзя не учитывать и общее развитие ребенка, что предполагает
овладение им обязательных программных материалов.
4.
Принцип непрерывности и преемственности воспитания, обучения и
развития одаренных детей предполагает:
во-первых, что процесс развития одаренности будет протекать постепенно – от
самого раннего детства до завершения образования, вступления в самостоятельную
жизнь;
во-вторых, основополагающие элементы творческих способностей, восприятия и
деятельности, заложенные в самом начале (в семье, в других формах занятий с
дошкольниками) будут последовательно проходить все более усложняющиеся этапы
развития, видоизменяясь в целом, но сохраняя и обогащая главное – способность
восприятия разных дисциплин и искусств, потребность самовыражения и личного участия
в активном преобразовании действительности.
5.
Принцип развития важен для целенаправленного программирования работы
с одаренными детьми. Содержание и формы творческой деятельности одаренных детей
надо организовать таким образом, чтобы на первом плане были не престижные цели и
прагматические задачи, а последовательное развитие способностей, восприятия, интереса
к разным видам деятельности, искусств.
6.
Комплексный подход к работе с одаренными детьми предполагает
реализацию и взаимодействие следующих принципов:
принцип комплексности в преподавании различных предметов и искусств на
интегративной основе;
принцип психологической готовности одаренного ребенка заняться любимым
делом, именно тем, в котором он проявляет свою одаренность. Если ребенок почувствует
насилие над собой взрослого, то даже к любимому делу он будет относиться с
отвращением;
принцип «комфортности» в обучении включает создание благоприятных условий
для его творчества (математического, музыкального, литературного и т.д.);
принцип «скорой помощи» заключается в следующем: нельзя откладывать на
потом ответы на вопросы ребенка, покупку каких-то игр, музыкальных инструментов,
приборов. Потом все это может оказаться невостребованным и уже ненужным;
принцип полифонии. Суть этого принципа в том, что особенно на раннем этапе
развития детей необходимо, чтобы во время процесса обучения у ребенка были
задействованы все органы чувств.
1.3 Цель и задачи программы.
Цель: создание благоприятных условий для выявления и развития одаренных детей, их
самореализации, самоопределения и совершенствования их способностей.
Задачи:
выявление и отбор как одаренных и талантливых, так и способных детей,
создание условий для развития творческого потенциала личности воспитанников;
создание организационных психолого-педагогических условий для обучения и
воспитания одаренных детей, для развития интеллекта, исследовательских навыков,
творческих способностей и личностного роста одаренных детей;
создание условий для участия одаренных и способных детей в конференциях,
выставках, олимпиадах и конкурсах;
использование инновационных подходов по педагогическому сопровождению
одарённых детей во всех сферах деятельности: интеллектуальной, творческой,
спортивной, социальной;
7
Создание банка данных одаренных воспитанников детского сада;
взаимодействие с родителями воспитанников, детскими общественными
организациями, учреждениями дополнительного образования города;
развитие социально-профессиональных компетенций педагога и личностного
потенциала.
1.4. Возрастно-психологические
дошкольника
особенности
развития
одаренности
В большинстве концепций одаренности (Дж. Рензулли, А.М. Матюшкин, Д.Б.
Богоявленская, Н.С. Лейтес и др.) выделяется несколько ее основных структурных
компонентов: когнитивный, личностный (мотивационный), творческий:
1.
общие и (или) специальные (музыкальные, художественные, математические и
др.) способности выше среднего уровня;
2.
доминирующая познавательная мотивация;
3.
креативность (способность преобразовывать знания с участием воображения и
фантазии, порождать оригинальные идеи, используя нестандартные способы
деятельности).
Для одаренных детей на ранних этапах развития (до 2-3 лет) характерна высокая
сензитивность (чувствительность) к новизне ситуации, проявляющаяся в более ярко
выраженной и стойкой реакции на новый предмет, звук, изображение и т.д. У детей
проявляется познавательная потребность – потребность в новых впечатлениях –
оказывается сильнее физиологических потребностей во сне, пище и пр. Особенность
познавательной потребности состоит и в том, что она не насыщаема, это обусловливает
постоянное проявление широкой любознательности ко всему новому для ребенка.
К 3-5 годам первичная исследовательская активность преобразуется в более
высокие ее формы и проявляется в самостоятельной постановке вопросов и проблем по
отношению к новому, неизвестному. У одаренных детей трудно выделить
«возраст вопросов» (период, когда дети начинают задавать много вопросов, для обычных
детей длится от 2,5 до 3,5 лет), потому что их вопросы появляются почти с самого начала
активного говорения, и их количество так резко не уменьшается, как у их сверстников в
3-4 года. Вопросы одаренных детей более глубоки по содержанию, шире по тематике. У
одаренных значительно раньше происходит превращение детских вопросов из
необходимого средства речевого общения, познания мира в необходимое звено
самостоятельного мышления. Пытливые дети уже к 5 годам пытаются найти ответы
самостоятельно: находя и читая соответствующую литературу, наблюдая, пробуя
экспериментировать.
С 5-6 лет возросший уровень познавательной – исследовательской активности
позволяет ставить интересующие ребенка проблемы, вопросы и осуществлять
самостоятельный поиск решений.
Многолетние исследования Н.С. Лейтеса выявили, что наиболее ранние признаки
одаренности проявляются в музыке и художественном творчестве.
До 2-3 лет познавательная активность выражается в форме восприятия музыки. В 34 года резко возрастает стремление к самостоятельным действиям по
«извлечению» звуков. Первоначально ребенок имитирует манеру пения, игры на
музыкальных инструментах.
В 5-6 лет явно проявляется музыкальное творчество.
Раскрывается художественная одаренность. Высокая избирательность в отношении
зрительных образов и представлений проявляется в раннем детстве вострой
наблюдательности, сильной впечатлительности, способности все вокруг видеть в
красках, цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать.
Кроме музыкально-художественных рано проявляют себя способности к
8
математике и шахматам. Некоторые одаренные дети уже в 3-4 года увлеченно играют с
числами, сначала с радостью отыскивая их на вывесках домов, на страницах книг и
журналов, на ценниках в магазинах, потом пробуя составлять разные, новые комбинации.
Научившись в 4-5 лет играть в шахматы, они потом большую часть времени проводят за
шахматной доской, довольно быстро добиваясь поразительных результатов: начинают
обыгрывать взрослых, устраивают сеансы одновременной игры с ровесниками или
старшими детьми.
В работах Л. А. Венгера и его сотрудников были исследованы основные закономерности
развития умственных способностей дошкольника: сенсорных, познавательных и
творческих.
К сенсорным обычно относят способности, проявляющиеся в области восприятия
предметов и их свойств. Как известно, восприятие — первая ступень познания мира, на
основе его образов строятся память, мышление, воображение. Сенсорные способности
составляют фундамент умственного развития ребенка.
1.5.Этапы развития одаренности дошкольника
На первом этапе малыш начинает называть треугольные предметы
«крышами», про круглые предметы говорит, что они похожи на мячик, т. е. появляются
так называемые предметные предэталоны. Иными словами, при восприятии одного
предмета другой используется как образец. Обычно это происходит на третьем году
жизни, когда бурно развивается предметно - манипулятивная деятельность детей.
На втором этапе (в 3-4 года) происходит переход от использования
предэталонов к применению собственно эталонов — средствами восприятия
выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем каждое
имеет вполне определенное название. В частности, дети овладевают основными
цветами спектра: красным, оранжевым, желтым, зеленым, голубым, синим,
фиолетовым как в обычной жизни, так и в процессе специально организованных
дидактических игр. Как известно, сенсорными эталонами формы служат основные
геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и овал.
На третьем этапе овладения сенсорными эталонами (4—5 год жизни) дети
начинают их систематизировать. Взрослый помогает ребенку выстроить
последовательность цветов спектра, узнать их оттенки.
1.6. Ожидаемые результаты освоения программы.
Реализация программы позволит:
увеличить число детей с интеллектуальной и творческой одарённостью;
создание творческого педагогического коллектива, участвующего в планировании
и разработке программ, апробации экспериментов и инноваций, стимулирующих
развитие профессиональных педагогических компетенций. расширить диапазон
мероприятий для раскрытия творческих способностей обучающихся;
повысить уровень педагогической поддержки в отношении педагог - одарённый
ребёнок;
обеспечить положительную динамику интеллектуального, эмоционально- волевого
и индивидуально-личностного развития обучающихся с учётом их природных
способностей и личностных интересов;
создать систему работы с одаренными детьми;
разработать и апробировать новые образовательные технологии для работы с
одаренными детьми.
ΙΙ. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
9
2.1 Срок реализации программы
Реализация программы рассчитана на три года:
Ι этап. Организационный (2024-г.)
Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными
воспитанниками в детском саду.
Задачи:
изучение нормативной базы, актов по данной проблеме;
разработка программы работы с одаренными детьми;
разработка структуры управления программой, должностных инструкций,
распределение обязанностей;
анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
Планируемые мероприятия на первом этапе:
проведение комплексной педагогической диагностики индивидуальных
особенностей воспитанников на всех ступенях учебно-воспитательного процесса;
изучение воспитателями стратегий и технологий работы с одарёнными детьми;
социально-методическая подготовка воспитателей детского сада, ознакомление с
передовым опытом в области работы с одаренными детьми;
создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации
программы.
ΙΙ этап. Практический (2024г. - 2027г.)
Цель: апробация системы реализации программы с одаренными воспитанниками.
Задачи:
диагностика склонностей воспитанников;
разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам
научного исследования, материалов для проведения различных мероприятий
(тематические недели, декады), праздников;
формирование методической библиотеки детского сада по работе с одаренными детьми;
повышение квалификации педагогов в области работы с одаренными детьми.
Планируемые мероприятия на втором этапе:
внедрение педагогических технологий развития детской одаренности;
выпуск информационных листов, методических рекомендаций, памяток по работе
с одарёнными детьми;
пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети», банка данных
образовательных программ, методических материалов, диагностических методик;
психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей;
методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование
профессионального мастерства педагогов;
систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в ДОУ,
регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий.
ΙΙΙ этап. Аналитический (2027г.)
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
осуществление преемственности в воспитании и развитии одарённых детей на всех
этапах воспитания и обучения в детском саду;
коррекция затруднений педагогов в реализации программы.
обобщение и презентация результатов работы детского сада в реализации
программы.
10
Планируемые мероприятия на третьем этапе:
коррекция проекта и уточнение программы;
распространение позитивного опыта, публикации в периодических изданиях;
сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;
мониторинг личных достижений воспитанников;
анализ деятельности воспитателей по организации работы с одаренными детьми;
определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения
и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом
направлении.
2.2 Формы и методы работы по реализации программы
Методы обучения являются важным фактором успешности усвоения знаний, а
также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к
обучению интеллектуально одаренных воспитанников, безусловно, ведущими и
основными являются методы творческого характера:
- проблемные,
- поисковые,
- исследовательские,
- проектные − в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой
работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и
соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных детей. Они
эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности
(познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе,
эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству.
Педагогические технологии
Наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею
индивидуализации и дают простор для творческого самовыражения и самореализации.
Это, прежде всего, технология проектного обучения, которая сочетается с технологией
проблемного обучения, и методика обучения в «малых группах».
Технология проблемного обучения
Эту технологию мы рассматриваем как базовую, поскольку, как показывает опыт,
решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной
активности. У ребенка появляется возможность заявить о своих способностях и
максимально их развить. Проблемное обучение способствуют активизации творческого
потенциала и становлению его на активную позицию в процессе обучения.
И.Я. Лернер, один из основоположников проблемного обучения, сущность
проблемного обучения видит в том, что «учащийся под руководством педагога
принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем».
При проблемном обучении педагог, систематически создавая проблемные ситуации и
организуя деятельность воспитанников по решению проблем, обеспечивает оптимальное
сочетание их самостоятельной поисковой деятельности. Проблемное обучение
направлено на формирование познавательной самостоятельности, развитие их
логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных
способностей. В процессе мыслительного процесса и разрешения проблемной ситуации
происходит осознание познавательной потребности субъекта, которая, будучи
осознанной, побуждает уже мыслительную активность человека. Через мыслительную
деятельность реализуются творческие способности, задатки которых присущи любому
ребенку. Педагогу нужно суметь раскрыть и развить в детях качества, лежащие в основе
творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества:
фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных
ситуаций. Это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей
11
условия для творческого развития. Стимулом к творческой деятельности служит
проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами.
Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования
нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов
проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между
ними новых видов взаимозависимости.
Технология проектного обучения
В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение знаний в процессе
самостоятельной, или совместной с родителями, поисковой деятельности, то есть
проектирования. Использование данного метода даёт новые возможности в активизации
познавательного интереса детей, развития творческих способностей. С учётом интересов
и уровней дарования конкретных воспитанников, им предлагается выполнить тот или
иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою
работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей
позиции.
Наглядное моделирование:
развитие умственных способностей ребенка;
ознакомление с пространственными отношениями;
развитие элементов логического мышления;
развитие речи и ознакомление с художественной литературой;
развитие элементарных математических представлений;
подготовка к обучению грамоте;
конструирование;
подготовка к сюжетно-ролевой игре;
ознакомление с природой;
ознакомление с элементарными физическими явлениями; изобразительное
искусство.
Спортивные мероприятия - развитие физических способностей.
Экспериментальная мастерская - выявление новых способностей у детей путем
внедрения новых педагогических технологий.
Университет для родителей:
психологическое и педагогическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
совместная практическая деятельность одаренного ребенка и
родителей; поддержка и поощрение родителей одаренных детей.
Кружки, секции, тематические недели (декады), праздники, конкурсы создание условий для самореализации одаренных детей для проявления
творческих и интеллектуальных способностей.
2.3 Педагогическая диагностика предпосылок одаренности у детей дошкольного
возраста
Первоначальным этапом в работе по развитию предпосылок детской одаренности
является диагностический, подразумевающий использование разносторонней
информации, включающей мнение родителей, воспитателей, тестирование педагогомпсихологом, оценки специалистов.
Подбор предлагаемых методик обеспечивает принцип минимальной
достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного
отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников. Поэтому
методики охватывают познавательную и личностную сферу развития, поведенческую
характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а
также уровень развития творческого мышления.
12
Интеллектуально-творческий потенциал личности, иначе говоря, одаренность, не
может быть сведен к какой-то одной характеристике, например, высокий коэффициент
интеллекта, или высокий уровень креативности. Это понимание влечет за собой иное
отношение к его выявлению и развитию. Особое сочетание личностных характеристик
ребенка составляют его личностный потенциал, который имеет множество проявлений в
реальной жизни ребенка. Эти черты личности детей легко наблюдаются и вполне могут
быть замечены как педагогом, так и родителями.
По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию
предпосылок одаренности воспитанников детского сада, определится банк детей с
особыми задатками и способностями. Данные этого банка можно будет использовать для
разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развитию его
одаренности, в том числе для его направления в соответствующий кружок по
согласованию с родителями.
Специалисты, ведущие различные кружки, проводят самостоятельный мониторинг
развития способностей детей в своем направлении по собственным методикам (входная,
промежуточная и итоговая диагностики, анализ динамики изменений, выводы). Если
большинство показателей по всем результатам исследования ребенка превосходят
среднюю норму возрастного развития примерно на 30%, то можно говорить об его общей
одаренности.
2.3.1 Методика «Оценка общей одарённости» Разработана А.И. Савенковым
Общая характеристика.
Адресована родителям (может также применяться педагогами). Еѐ задача – оценка
общей одарѐнности ребѐнка его родителями. Методика должна рассматриваться как
дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).
Инструкция: Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти
характеристик, обычно наблюдаемых у одарѐнных детей. Внимательно изучите их и
дайте оценку Вашему ребѐнку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
5 – оцениваемое свойство развито хорошо, чѐтко выражено, проявляется часто в
различных видах деятельности и поведения;
4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и
противоположное ему проявляется очень редко;
3 – оцениваемое и противоположное свойства выражены нечѐтко, в проявлениях
редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное
оцениваемому;
1 – чѐтко выражено и часто проявляется свойство, противоположное
оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности; 0 – сведений
для оценки данного качества нет (не имею).
Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной
стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарѐн ребѐнок,
тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. Проявляется в
поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в
неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать
строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).
Сверхчувствительность к проблемам. Познание начинается с удивления тому, что
обыденно (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не
замечают – важная характеристика творчески мыслящего человека. Проявляется в
способности выявлять проблемы, задавать вопросы.
Способность к прогнозированию. Способность представить результат решения проблемы
до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до
13
его осуществления. Выявляется при решении учебных задач, распространяется на самые
разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования не отдалѐнных во
времени последствий относительно элементарных событий до возможностей прогноза
развития социальных явлений.
Словарный запас. Большой словарный запас – результат и критерий развития умственных
способностей ребѐнка. Проявляется не только в большом количестве используемых в
речи слов, но и в умении (стремлении) «строить» сложные синтаксические конструкции,
в придумывании новых слов для обозначения новых, введѐнных детьми понятий или
воображаемых событий.
Способность к оценке. Способность к оценке – прежде всего результат критического
мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков,
так и действий других людей. Проявляется в способности объективно характеризовать
решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.
Изобретательность. Способность находить оригинальные, неожиданные решения в
поведении и различных видах деятельности. Проявляется в поведении ребѐнка, в играх и
самых разных видах деятельности.
Способность рассуждать и мыслить логически. Способность к анализу, синтезу,
классификации явлений, событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли.
Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.
Настойчивость (целеустремлѐнность). Способность и стремление упорно двигаться к
намеченной цели. Умение концентрировать собственные усилия на предмете
деятельности, несмотря на помехи. Проявляется в поведении и во всех видах
деятельности ребѐнка.
Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм).
Стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым
высоким требованиям. Проявляется в том, что ребѐнок не успокаивается до тех пор, пока
не доведѐт свою работу до самого высокого уровня.
Обработка результатов
Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти
отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие
ребѐнка.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Качество
Отметка
Любознательность
Сверхчувствительность к проблемам
Способность к прогнозированию
Словарный запас
Способность к оценке
Изобретательность
Способность рассуждать и мыслить логически
Настойчивость
Перфекционизм
Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по
результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике. Идеальный результат –
правильный девятиугольник. Но у реального ребѐнка при объективной оценке обычно
получается «звѐздочка» сложной конфигурации. Этот график даѐт наглядное
представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую воспитательную
работу
14
2.3.2 Методика «Определение склонностей ребенка»
Подготовительная работа
Необходимо подготовить лист вопросов и ответов по представленному ниже
образцу. Их число зависит от количества участников, они готовятся из расчета два листа
на ребенка. Работа проводится в два этапа. На первом этапе листы ответов заполняют
воспитатели, непосредственно работающие с детьми. На втором этапе производится
опрос родителей. Данные ответов сопоставляются и делаются соответствующие
выводы. Инструкция для проведения
Для того чтобы правильно организовать работу с ребенком, необходимо знать его
склонности. Вам предлагается ряд вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них,
стараясь не завышать и не занижать способности ребенка. На бланке ответов запишите
имя и фамилию ребенка, а также собственную фамилию. Ответы помещайте в клетках,
номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе не
свойственно ребенку, ставьте знак – (–), если соответствует, но выражено неярко – (+),
если же это для него характерно и этим он заметно отличается от сверстников, ставьте
(++). Если Вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку не заполненной.
Лист вопросов
•
Хорошо рассуждает, ясно мыслит.
•
Учится новым знаниям очень быстро и все схватывает легко.
•
Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные ответы и
решения.
•
Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и
занятиям.
•
Проявляет большой интерес к визуальной информации, проводит много времени
за лепкой и рисованием.
•
Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом
объеме физических движений.
15
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Хорошо улавливает связь между одним и другим событием, между причиной и
следствием.
Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специальных заучиваний, не
тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и
неожиданное.
Сохраняет уверенность в себе в окружении посторонних людей.
Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, четко реагирует на
характер и настроение музыки.
Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
Умеет хорошо излагать свои мысли, легко пользуется словами, имеет большой
словарный запас.
Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают
и не догадываются.
Пластичен, открыт всему новому, «не зацикливается на старом». Любит
пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных
вариантов, не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
Часто руководит играми и занятиями других детей.
Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень
серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную
скульптуру, красиво выполненную вещь.
Лучше сверстников физически развит, имеет хорошую координацию движений.
Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
Любит, когда ему читают книги, которые обычно читают не сверстникам, а
детям постарше.
Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например,
использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие
средства).
Легко общается с детьми и взрослыми.
В пении и музыке выражает свое настроение и состояние.
Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках. Склонен
к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
Часто задает вопросы о происхождении и функциях предметов, проявляет
большой интерес и исключительные способности к классификации.
Способен «с головой» уходить в интересующее его занятие.
Инициативен в общении со сверстниками.
Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают
эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, футбол и
др.)
Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность. Часто
применяет математические навыки и понятия на занятиях, не имеющих отношения
к математике. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные
для его возраста.
Легко входит в роль какого-либо персонажа.
Бегает быстрее всех детей в детском саду.
Лист ответов
16
___________________________________
(Фамилия, имя ребенка)
_____________________________ ____________________
(Ф.И.О. воспитателя, родителя, дата)
1
7
13
19
25
31
2
8
14
20
26
32
3
9
15
21
27
33
4
10
16
22
28
34
5
11
17
23
29
35
6
12
18
24
30
36
Обработка результатов
Вопросы поставлены в соответствии с делением склонностей ребенка на шесть
сфер:
•
интеллектуальная;
•
академических достижений;
•
творческого, продуктивного мышления;
•
общения и лидерства; художественная; двигательная.
При обработке результатов необходимо сосчитать количество плюсов и минусов
по вертикали (плюс-минус взаимно сокращаются). Количество плюсов (минусов)
свидетельствуют о степени выраженности склонности.
2.3.3 Методика «Экспертных оценок по определению одаренных детей»
(Лосева А.А)
Ниже перечислены X сфер, в которых ребенок может проявлять свои таланты, и
приведены их характеристики. Дайте оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждой
из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребенку в
наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше средней — 4 и так далее. Оценка 2
балла — самая низкая. Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой
«области» таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области
(например, «интеллектуальная способность») разделите на количество вопросов (в этой
области их 12) и полученное число запишите в тетрадь. Усредненные результаты по всем
областям сравните между собой. Выделите 3-4 наивысших показателя, и, ориентируясь
на них, стремитесь создавать условия для развития способностей. Эта методика
проводится на основе наблюдений за ребенком. Предлагаемые характеристики интересов
помогут Вам в анализе его поведения, умственного и физического развития. Известны
случай, когда у одаренного ребенка наблюдается «западение» какой-либо одной
способности (например, литературно одаренный ребенок совершенно не хочет иметь
дело с техникой). Бывает и обратная картина, когда значительно выше среднего
результаты по всем пунктам. Одного ребенка должны оценивать несколько экспертов:
родители, воспитатели, музыкальный работник, физрук — если это детский сад, если
школа — родители, классный руководитель и несколько учителей по разным предметам.
I. Интеллектуальная сфера
1. Высокая познавательная активность, мобильность.
2. Быстрота и точность выполнения умственных операций.
3. Устойчивость внимания.
4. Оперативная память — быстро запоминает услышанное или прочитанное без
специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно
запомнить.
17
Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в
мыслях.
6. Богатство активного словаря.
7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо
улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не
высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других
людей, мотивы их поведения.
8. Выраженная установка на творческое выполнение заданий.
9. Развитость творческого мышления и воображения.
10. Владение основными компонентами умения учиться.
11.Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный
темп умственного развития.
12. Возможность предвосхищения результата деятельности.
II. Сфера академических достижении
1. Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур.
2. Повышенный интерес к вычеслениям, математическим отношениям.
3. Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.
4. Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.
5. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих
сверстников на год - два.
7. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и
рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
8. Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем
чтение художественной.
9. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не
получился.
10. Пытается выяснить причины и смысл событий.
11. Уделяет много времени созданию собственных «проектов».
12. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
Ш. Творчество
1. Высокая продуктивность по множеству разных вещей.
2. Изобретательность в использовании материалов и идей.
3. Склонность к завершенности и точности в занятиях.
4. Задает много вопросов по интересующему его предмету.
5. Любит рисовать.
6. Проявляет тонкое чувство юмора.
7. Не боится быть таким, как все.
8. Склонен к фантазиям, к игре.
IV. Литературные сферы
1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением
какого-либо конфликта.
2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и
известном всем.
3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все
несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
5. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
5.
18
6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о
котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.
7. Любит писать рассказы или статьи.
8. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.
V. Артистическая сфера
1. Легко входит в роль другого персонажа, человека.
2. Интересуется актерской игрой.
3. Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека.
4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть
какую-либо драматическую сцену.
5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
6.
Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чемлибо с увлечением рассказывают.
7.
С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные
переживания.
8.
Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не
любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после
«экспериментальной» проверки может от нее отказаться.
VI. Музыкальная сфера
1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.
2. Хорошо поет.
3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.
4. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно
слушать музыку.
5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось сл аженно и хорошо.
6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.
7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
VII. Техническая сфера
1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.
2. Интересуется механизмами и машинами.
3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов,
радиоприемников.
4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания
новых поделок, игрушек.
5. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.
6. Любит рисовать чертежи механизмов.
7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и
машин. VIII.
Двигательная сфера
1. Тонкость и точность моторики.
2. Развитая двигательно-моторная координация.
3. Стремится к двигательным занятиям (физкультура).
4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
5. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
6. В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей,
футбол, баскетбол и т.д.).
IX. Сфера художественных достижений
1. Проявляет большой интерес к визуальной информации.
2. Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.
3. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.
19
4. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень
серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную
скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
5. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события),
составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунка, камней, марок, открыток и
т. д.).
6. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки,
картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой
площадке, в работе с ножницами, клеем.
7. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие
художественное назначение (украшение для дома, одежды и т. д.).
Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение,
9. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события
или вещи в трех измерениях в пространстве.
10.Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать
свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах.
X. Общение и лидерство
1. Легко приспосабливается к новой ситуации.
2. Всегда выполняет свои обещания, ответственен.
3. Высокая общительность с окружающими.
4. Стремится к доминированию среди сверстников.
5. Сверстники обращаются за советом.
2.3.4 Диагностическая проективная методика «Древо желаний» (В.С. Юркевич)
Цель: изучение познавательной активности детей.
(используются картинки и словесные ситуации)
1.
Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил?
(6 мин.)
2.
Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у
него? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
3.
Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты
хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
4.
Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать
любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.
5.
Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете.
О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.
6.
Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь
делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.
Из ответов выбираются ответы познавательного характера.
Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше
.
Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.
Низкий уровень познавательной потребности –2 и меньше ответов.
Качественный анализ:
Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений,
отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная
информация, причем достаточно поверхностная.
20
Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например их
интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.
Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным
уровнем сложности.
Ответы «потребительского» содержания - иметь игрушки, проводить досуг без
познавательных целей.
2.3.5 Диагностика творческого потенциала. Тест Торренса «Дорисовывание фигур»
Даная методика является модифицированным вариантом методика Е.П.
Торренса.
Цель: определить уровень творческого потенциала ребенка.
Подготовка и проведение исследования.
Детям дается 10 фигур и предлагается поразмыслив, дорисовать эти фигуры, так
чтобы получилась картинка. Рисунки оцениваются по десяти бальной шкале.
Обработка данных:
0-2 балла - ребенок ничего не придумал, нарисовал рядом что-то свое;
неопределенные штрихи и линии
3-4 балла - нарисовал нечто простое, неоригинальное, лишенное деталей;
фантазия не угадывается.
5-7 баллов - изобразил отдельный объект, но с разнообразными дополнениями.
8-9 баллов - нарисовал несколько объектов, объединенных сюжетом.
10 баллов - создал единую композицию, включив в нее все предлагаемые
элементы, превращенные в образы.
Низкий уровень- от 0 до 2 баллов
Средний – от 3 до 7 баллов
Высокий от 8 до 10 баллов
ΙΙΙ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Примерный учебно-тематический план работы
с талантливыми и одаренными детьми
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Мероприятия
Анкетирование родителей с целью выявления
талантливости и одарённости детей.
Защита проектов по изодеятельности.
Конкурс рисунков на тему «Дорога и дети»
Консультация для родителей: «Что нужно знать
родителям о творческих и одарённых детях».
Театрализованное представление «Играем в театр»
Тематический праздник «Вот и осень пришла»
Рисование на ткани «Ковёр из осенних листьев»
Деловая игра для педагогов «Детская одарённость»
Детско-родительский проект «Мы здоровью скажем
«Да!»
Праздник «День Матери»
Турнир по спортивным играм «Делай с нами, делай как
мы, делай лучше нас»
Рекомендации для родителей:
21
Ответственный
Воспитатели
Воспитатели
Муз. руководитель
Воспитатели
Муз. руководитель
Воспитатели
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
«Лучшие развивающие игры для творческих и одарённых
детей»
Конкурс рисунков на тему «Первые шаги зимы»
Выставка семейных поделок на тему «Мастерская Де- да
Мороза»
Консультация для педагогов «Проблема одарённости в
Старший
воспитатель
современной педагогике»
Театрализованное представление «Ах, что за прелесть
Музыкальный
эти сказки!»
руководитель
Спортивный праздник «Весёлые старты
Памятка для родителей «Как создать уголок творчества
Воспитатели
дома»
Воспитатели
Родительское собрание «Творческое и физическое
+инструктор по
развитие вашего ребёнка»
физо
Выставка поделок из бросового материала
Воспитатели
«Столовая для птиц
Музыкальный
Круглый стол для педагогов «Организация досуга для
руководитель
творческих и одаренных детей»
Воспитатели
Выставка «Букет для мамы»
Старший
Буклет для родителей «Как работать с талантливыми и
воспитатель
одарёнными детьми»
Деловая игра «Работа с одаренными детьми» для
Старший
воспитатель
воспитателей
Инструктор по
«День здоровья»
физо
Конкурс рисунков на тему Весна пришла»
Воспитатели
Папка - передвижка «Одарённый ребёнок и как его
Старший
воспитывать»
воспитатель
Презентация опыта работы с талантливыми и одарен
педагоги
ными детьми
Акция Открытка к 9МАЯ
Спортивный праздник «Дружба крепкая»
3.2 Примерные мероприятия, проводимые в рамках реализации программы
1. Анализ и создание условий, необходимых для реализации программы.
2.
Организация и осуществление комплексного мониторинга по выявлению
одаренных детей и детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не
проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная
надежда на качественные скачки в развитии способностей.
3.
Создание базы данных об одарённых воспитанниках на основе комплексной
оценки.
4.
Повышение квалификации воспитателей, проявляющих интерес к проблеме
работы с одаренными детьми.
5.
Разработка нормативных документов, необходимых для осуществления
работы с одарёнными детьми:
- положений о деятельности с одарёнными детьми;
- о проведении недель по разным направлениям обучения и воспитания.
22
6. Проведение родительских собраний с повесткой по темам «Детская одарённость: что
я знаю о своём ребёнке?», «Детская одарённость: пути развития способностей ребёнка,
«Способности и интересы моего ребенка»
7. Привлечение к сотрудничеству в рамках социального партнерства преподавателей
школы в качестве консультантов по вопросам исследований детей.
8. Проведение мониторинга состояния работы с одарёнными детьми.
9. Создание «Портфолио одаренного ребенка» в ДОУ.
3.3 Методическое обеспечение программы
Направление деятельности
Информационное обеспечение
Организационно-методическое
обеспечение
Содержание
1. Нормативно-правовое обеспечение:
Положение: «О проведении предметных
недель», «О конкурсах, викторинах» и т.п.
2. Программное обеспечение.
3. Наличие комплекта информационнометодических материалов (рекомендации,
публикации, списки литературы по
направлениям).
4. Издание материалов, оформление сайта,
иллюстрированных отчетов.
1. Создание целевого методического
совета по проблеме работы с одаренными
детьми.
2. Повышение квалификации воспитателей
через систему тематических семинаров.
3.Разработка программ и проектов
развития сферы дополнительного
образования в детском саду.
4.Изучение обобщения опыта
работы воспитателей.
5. Мониторинг системы работы.
3.4 Заключение
Способности в отличие от задатков – приобретенное качество. Именно в годы детства
(в отличие от зрелости) внутренние условия формирования возрастного развития
являются одновременно и факторами формирования способностей. Даже слабые
способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься
с ним. В то же время, хорошие способности, в том числе одаренность, не получающие
постоянного подтверждения могут стереться со временем: реализуется лишь небольшая
часть его возможностей, образуется ограниченное число связей между клетками мозга.
Способность существует только в развитии, развитие это осуществляется в процессе той
или иной практической или теоретической деятельности. За 7 лет дошкольного детства
происходит бурное физиологическое и психическое развитие ребенка, здесь же
проявляются его первые склонности и способности, в том числе и творческие, которые
следует вовремя заметить.
Результаты развития творческих способностей могут быть
наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте, если родители
осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научаться
организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих
способностей ребенка. Но как показывают опрос и анкетирование родителей, домашняя
жизнь ребенка не особенно способствует развитию творческого потенциала ребенка.
23
Подавляющее большинство родителей ставят на первое место учебно-дисциплинарные
ценности. Поэтому на детский сад в отношении творческого развития детей ложится
основная нагрузка.
Раскрывая одаренность, талант у детей можно выделить систему следующих
основных их составляющих:
Доминирование интересов и мотивов.
Эмоциональная погруженность в деятельность.
Воля к решению, успеху.
Общая эстетическая удовлетворенность от процесса и продуктов деятельности.
Понимание сущности проблемы, задачи, ситуации.
Бессознательное, интуитивное решение проблемы.
Стратегиальность в интеллектуальном поведении (личностные возможности
продуцировать проекты).
Многовариантность решений, прогнозов.
Искусство находить, выбирать (изобретательность, находчивость).
Первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего, и надо как можно
полнее использовать их. Важно создать благоприятную психологическую обстановку для
занятий ребенка, находить слова поддержки для новых творческих начинаний,
относиться к ним с симпатией и теплотой. Аккуратно, ласково и ненавязчиво
поддерживать стремление к творчеству. В случае неудач, ему необходимо сочувствие, и
ни в коем случае нельзя высказываться неодобрительно о творческих попытках ребенка.
Представляемая программа способствует созданию условий для построения
образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое,
интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и
совершенствование их способностей. Определены основные этапы создания условий для
целенаправленной и системной работы с детьми со способностями.
Методические рекомендации по развитию продуктивного творческого мышления
одаренных детей позволяют активизировать творческое мышление применимо к
различным содержательным областям, традиционно изучаемым в дошкольном
учреждении.
Подбор диагностических методик предусматривает принцип минимальной
достаточности содержания для наиболее эффективного и адекватного отслеживания
развития внутреннего потенциала личности воспитанников, что позволяет определить
приоритетную сферу их интересов, а также уровень развития творческого мышления.
Предлагаемый комплект методик, дает возможность педагогу самостоятельно
выявлять и регулярно отслеживать развитие интеллектуальных и творческих
способностей воспитанников.
Использование такой практики, несомненно, позволяет осуществлять сопровождение
детей с предпосылками одаренности в педагогическом процессе, способствуя развитию
их способностей и творческого потенциала.
Список литературы
1. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н.,
Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В., Шабельная Е. А.
Диагностика в детском саду. Методическое пособие г. Ростов-на-Дону, 2004 2.
Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005
3. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 1991. М.
4. Клименко В.В. “Психологические тесты таланта” С-Петербург 1996
5. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998.
6. Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса. 2000. М.
24
7. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2000. Москва.
8. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 1996. Ярославль.
9. Босякова, С.Н. Работаем с талантливыми детьми [Текст] / С. Н. Босякова, Л. В.
Болотная // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2010. №2. - С.
68-74.
10.
Матюшкин, А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала
одаренных детей. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2014.
11.
Юркевич В.С. Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность. М.: Просвещение,
2012.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 «Карта одаренного ребенка»
Приложение 2 «Примерный индивидуальный образовательный маршрут сопровождения
одаренного ребенка»
Приложение 3 «Примерный перспективный план мероприятий психологопедагогического
сопровождения талантливых детей»
Приложение 4 Экспресс-анкета «Одаренный ребенок» (для воспитателя) Приложение
1 Карта одаренного ребенка
(находится в кабинете старшего воспитателя)
1.
ФИО ребенка.
2.
Возраст ребенка (год, месяц).
3.
Группа здоровья
4.
Сведения о родителях.
5.
Состав семьи.
6.
Статус семьи.
7.
Результаты педагогической диагностики
8.
Область одаренности
9.
Признаки одаренности
10.
Диагностика одаренности
11.
Выводы и рекомендации
12.
Структура индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)
13. Определение целей и задач ИОМ сопровождения.
14. Определение субъектов воспитательно-образовательного процесса, задействованных
в ИОМ.
25
Этапы
Задачи
Мониторин
г развития
Выявление признаков
одаренности. Анализ
продуктов деятельности,
широты кругозоров
Развитие
Способностей
ребенка,
социальная
помощь, развитие
коммуникативных
способностей.
Формирование у ребенка
адекватного
самовосприятия.
Развитие форм
конструктивного
общения со сверстниками.
Оказание помощи в
адаптации в окружающем
мире.
Расширение кругозора
ребенка в определенной
сфере интересов.
Мониторинг
одаренности
Отслеживание динамики
развития одаренности
ребенка
Методы
- Диагностика
- Наблюдение
- Анкетирование
- Собеседование
Творческие задания
Развивающие упражнения и
Практикум коммуникативного
общения. –
Собеседование
Мозговой штурм
Просвещение родителей и
педагогов по взаимодействию
с ребенком: беседы,
семинары, деловые игры,
тренинги, индивидуальные
консультации
Метод оценки
общей одаренности:
интеллектуальной,
коммуникативной сфер.
Сроки
Участники
Результат
Сентябрь Воспитатели, Составление психологической
специалисты характеристики и индивидуального
маршрута развития ребенка
Октябрь Воспитатели, -Повышение общих интеллектуальных
апрель специалисты умений.
- Активизация творческого мышления. Овладение коммуникативными навыками
общения со сверстниками.
-Повышение педагогической, социальной
и психологической компетенции у
родителей и педагогов
Май
Воспитатели -Составление психолого-педагогического
специалисты портрета ребенка.
-Выработка рекомендаций по дальнейшему
сопровождению ребенка.
Приложение 2
Примерный индивидуальный образовательный маршрут сопровождения одаренного ребенка
Приложение 3
Примерный перспективный план мероприятий психолого-педагогического сопровождения талантливых детей
Время
Мероприятие
Ответственный
проведения
Подбор и апробация пакета диагностических методик.
Август - сентябрь Воспитатели Специалисты
Изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольников
Изучение личности педагога
Консультирование педагогов и родителей
Выступление на родительском онлайн-собрании по теме «Творческое развитие вашего
ребенка»!
Групповое консультирование педагогов по теме «Роль педагога в создании
развивающей среды для
одаренных детей»
Подготовка материала для родителей по теме «Как надо и как не надо вести себя с
одаренным ребенком»
Групповое консультирование педагогов по теме «Родители одаренных детей: как с
ними общаться?
Отслеживание эмоционального настроя детей на занятиях.
Сентябрь
Воспитатели Специалисты
Сентябрь
Октябрь - апрель
Ст. воспитатель
Ноябрь
Воспитатели
Воспитатели групп
Декабрь
Воспитатели
Январь
Воспитатели
Февраль
Ст. воспитатель
Ноябрь - апрель
Воспитатели
Подготовка детей для участия в интеллектуальной конкурс-игре «Что-где-когда?»
Март
Воспитатели
Мониторинг эффективности работы.
Май
Воспитатели
27
Приложение 4
Экспресс-анкета «Одаренный ребенок»
(для воспитателя)
Анкету заполнил: ____________________________________________
Группа: __________________
Вопросы
Кого из детей в группе Вы считаете
одаренным?
В чем проявляется одаренность
ребенка?
Ответы
Ф.И. ребенка:
Какое поведение у этого ребенка
Взаимоотношения со сверстниками
Есть ли трудности в работе с этим
ребенком?
Кто из родителей в группе считает
своего ребенка одаренным?
28