Дополнительная-общеобразовательная-программа-КУБОМЕТРИК_1

Содержание

№п/п

Наименование разделов

№ стр.

1.

Пояснительная записка

Стр.3

1.1

Введение

Стр.3

1.2

Направленность Программы

Стр.3

1.3

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Стр.3

1.4

Цель и задачи Программы

Стр.4

1.5

Принципы формирования программы

Стр. 6

1.6

Возраст детей, участвующих в реализации данной Программы.

Стр.7

1.7

Количество детей, обучающихся по Программе

Стр7

1.8

Сроки реализации Программы

Стр7

1.9

Формы и режим занятий

Стр7

1.10

Ожидаемые результаты

Стр7

1.11

Формы подведения итогов реализации Программы

Стр7

2.

Содержание программы

Стр10

2.1

Календарно-перспективное планирование (для детей 3-4 лет)

Стр10

Календарно-перспективное планирование (для детей 4-5 лет)
3.

Организационно-методические условия

Стр23

3.1

Материально-технические условия

Стр23

3.2

Учебно-методические условия

Стр23

3.3

Кадровое обеспечение

Стр27

3.4

Финансовые условия реализации Программы

Стр28

3.5

Взаимодействие с родителями (законными представителями)

Стр28

3.6

Контроль за реализацией Программы

Стр28

4.

Список рекомендуемой и используемой литературы

Стр28

2

1. Пояснительная записка
1.1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
В современном обществе целью развития дошкольников является всестороннее
гармоничное развитие личности. Игра – ведущий вид деятельности, в которой ребенок
учится, развивается и растет. Развивающие игры являются одним из средств умственного
развития ребенка. Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается
непосредственно к ребенку добрым, самобытным языком сказки, забавного персонажа. В
каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное
и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне
оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества,
стимулируют развитие умственных способностей ребенка.
Развитие творческих и умственных способностей у младших дошкольников начинается
примерно в 3-4 года, когда они, накопив информацию, применяют её для игры. Как
известно, первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего и надо как можно
полнее использовать их. В эти годы дети больше всего зависят от взрослых, от того, что
они предпримут для развития их творческих способностей. Поэтому, для детей нужны
игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где
появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта. Такими
качествами обладают развивающие игры Б.П. Никитина. Борис Павлович Никитин педагог – новатор, основоположник развивающих игр, создающих условия для
проявления творчества детей, стимулирующих развитие их умственных способностей. Б.
П. Никитин предлагает множество интересных развивающих игр, которые используются в
работе с детьми: «Сложи узор», «Сложи квадрат» и другие. Они важны и интересны для
детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми
манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в
моторной активности, движении.
Занятия по данной Программе создают своеобразный микроклимат для развития
творческих сторон интеллекта, развития анализа и синтеза, моделирования с
использованием схем, чертежей, планов, проекций; учит детей работать по образцу,
создавать новые комбинации из имеющихся элементов. Развивает концентрацию и объем
внимания, воображение, умение находить зависимости и закономерности,
классифицировать и систематизировать материал, формирует навыки планирования,
самостоятельного оценивания и корректирования своей деятельности. В совокупности эти
качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью,
творческим складом мышления. Взрослому остается лишь использовать эту естественную
потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой
активности.
Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается,
прежде всего, в идее использования набора развивающих игр, которые при всем своем
разнообразии имеют общую идею и обладают характерными особенностями, уже на
первом этапе дошкольного возраста как эффективного средства умственного, речевого и
3

психического развития ребенка. Раннее использование развивающих игр в обучении
позволяет сформировать предпосылки для дальнейшего умственного развития детей,
благотворно влияет на развитие личности ребенка.

1.2. Направленность Программы:
Программа направлена на развитие когнитивной сферы дошкольников, именно
развитие данных процессов обеспечивает основу успешности школьного обучения.
Обучение дошкольников различным когнитивным умениям на основе всестороннего
развития системы аналитико-синтетических процессов позволяет не только развивать
интеллектуальный потенциал будущих учащихся, но и заложить основу логикоаналитического отношения к действительности, как составляющую общей
направленности деятельности и поведения человека, т.е. его мировоззрения.
Дополнительная общеразвивающая программа «Ступеньки творчества. Технология Б.П.
Никитина» имеет социально-педагогическую направленность.

1.3. Цель и задачи Программы:
Цель Программы:
Развитие интеллектуальных и творческих способностей у детей дошкольного
возраста, создание условий для оптимизации психического и физического развития детей
в процессе игровой деятельности, стремления к самостоятельному познанию и
размышлению посредством развивающих игр.
Задачи программы для детей 3-4 лет:
Обучающие:
. Ознакомление детей с геометрическими фигурами.

Познакомить детей с основными геометрическими понятиями: квадрат,
треугольник, четырехугольник, угол, сторона, высота, длина, длиннее – короче, больше –
меньше.
 Формировать умение следовать устным инструкциям взрослого.

Формирование навыков конструирования по образцу, по схеме и по
собственному замыслу; учить и образному мышлению, умению распознать и построить
образ;
 Овладение навыками пространственного ориентирования и пространственного
мышления; формировать умения действовать по словесным инструкциям и чертежам.
Развивающие:

Развивать познавательные процессы (ощущение, восприятие, внимание,
память, воображение).
 Развивать у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация,
обобщение).
 Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
 Развивать творческие способности и фантазию, способности к моделированию
и конструированию.

Формирование
психологических
предпосылок
для
овладения
исследовательской деятельности.
Воспитывающие:
 Воспитывать аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.
 Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
4

 Воспитывать интерес к интеллектуальным играм.
 Формировать стремление доводить начатое до конца.
Задачи для детей 4 – 5 лет
Обучающие:
Закреплять знания детей о геометрических фигурах и объемных телах.
Формировать навыки конструирования по образцу, по схеме и по собственному
Замыслу.
Способствовать овладению навыками пространственного ориентирования и
пространственного мышления.
Учить планировать свою работу.
Учить логическому и образному мышлению, умению распознать и построить
образ.
Формировать умения действовать по словесным инструкциям и чертежам.
Формировать простейшие логические структуры мышления и математические
представления.
Развивающие:
Развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания,
памяти, логического мышления, воображения);
Формирование
психологических
предпосылок
для
овладения
исследовательской деятельности.
Развитие произвольности в управлении не только двигательными, но, главным
образом, интеллектуальными процессами;
Развивать переключаемость на разные виды деятельности.
Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию,
воображение.
Воспитывающие:
Формировать интерес и положительную мотивацию обучения.
Воспитывать аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.
Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
Умение осознавать ход своей деятельности, анализировать свои успехи,
затруднения, ошибки.
Развивать коммуникативные способности детей.
Задачи для детей 5-6 лет
Обучающие:
Учить анализировать, синтезировать и комбинировать.
Продолжать учить умению видеть в узоре образ.
Формировать навыки пространственной ориентировки и пространственного
мышления;
Обучать детей способности овладения основными логическими операциями.
Расширение словарного запаса, учить при помощи суждений делать
умозаключения.
Развивающие:
Развивать у детей пространственное воображение, логическое мышление,
графические способности, сообразительность.
Развивать образное мышление, творческие способности.
Развивать навыки классификации.
Развиваются индивидуальные способности ребенка.

5

Закреплять представления об основных свойствах изображений (форма, размер,
цвет) в разных условиях адаптации и пространственной локализации, фиксации и
способах
оперирования с ними (в микропространстве – на плоскости листа, стола).
Развивать зрительные функции, цветоощущение, мелкую моторику рук.
Воспитывающие:
Воспитывать положительные нравственные качества.
Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную
отзывчивость.
Вызвать и поддерживать интерес к игре.
.Воспитывать
аккуратность,
внимание,
точность,
усидчивость,
целеустремленность.
Формировать навыки сотрудничества, умение работать в паре и микрогруппе.
Задачи для детей 6-7 лет
Обучающие:
Учить путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи,
выполнять
творческо-поисковые задания.
Формировать навыки самоконтроля правильности выполнения заданий.
Закреплять знание детьми пространственной и математической терминологии.
Формировать умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять
решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий.
Развивающие:
Тренировать умение находить варианты, оптимальные способы решения
поставленных задач, применять полученные знания вне стандартной ситуации.
Развивать у детей пространственное логическое мышление, графические
навыки,
воображение, память.
Развивать способность доказывать свою точку зрения.
Содействовать увеличению объема внимания и памяти.
Воспитывающие:
Создавать положительную мотивацию к школьному обучению.
Воспитывать умение концентрировать внимание для выполнения задания;
Воспитывать умение общаться друг с другом.
Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое дело до конца.

1.4 Принципы организации Программы:
 Доступности, который проявляется в соответствии возрастным нормам уровня
сложности заданий, ориентировка на ведущий вид деятельности – игровую.
 Принцип системности предполагает проведение занятий по определённому
графику (2 раза в неделю).
 Наглядности (наличие дидактических материалов).
 Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ребенка,
реализация творческих потребностей).
 Научности (обоснованность, наличие методических рекомендаций и
теоретической основы).
 «От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок
применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).
 Учёта возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.
6

 Принцип закрепления усвоенного. На каждом последующем занятии
повторяется и обобщается пройденный материал через вопросы: Что мы делали на
прошлом занятии? В какие игры играли?
 При затруднениях детям предлагается используемый на предыдущем занятии
стимульный материал (продукты деятельности детей, картинки, дидактические игры)
Предполагается также повторение игровых упражнений.
Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более
сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным – работу
попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает
возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни
творить и создавать.
В процессе работы дети усваивают цвета; названия и отличительные признаки
геометрических фигур, обогащают словарный запас, учатся работать по схемам,
сравнивать и обобщать предметы по определенному признаку (цвету, длине, форме и т.д.).

1.5. Возраст детей, участвующих в реализации данной Программы.
Программа рассчитана для детей 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6 – 7 лет.

1.6. Количество обучающихся в группе: подгруппа 6-8 человек
1.7. Сроки реализации Программы.
Программа рассчитана на 4 учебных года Образовательная деятельность
проводится с подгруппой 1 раз в неделю в течение учебного года.

1.8. Формы и режим занятий.
С целью сохранения здоровья и исходя из программных требований
продолжительность занятия соответствует возрасту детей: 3-4 года – 15 мин.; 4-5лет - 20
мин, 5-6 лет – 25 мин; 6-7лет - не более 30 минут.
В процессе игровых занятий используются различные формы: традиционные,
комбинированные и практические занятия с использованием сюрпризных моментов,
подвижных и малоподвижных игр, физкультминутки.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую
информацию).
- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).
- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).
-исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:
- фронтальный (одновременно со всей подгруппой).
- индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы).
- индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).

1.9. Предполагаемые результаты.
Ожидаемые результаты для детей 3-4 лет:
к концу года обучения у детей сложится интерес к конструктивной деятельности,
моделированию и конструированию, положительное эмоциональное отношение к
конструктивной деятельности.
Предполагается:
 повышение уровня развития мышления (умения соотносить и сравнивать, сортировать
по определенному признаку);
 повышение уровня развития памяти;
7

 повышения уровня развития внимания;
 обогащение словарного запаса.
Целевые ориентиры: Ребенок
- владеет сенсорными эталонами цвета, формы и величины предмета;
- ребенок способен обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в
соответствии с заданными правилами;
- ребенок обладает основными мыслительными действиями: анализ, синтез,
классификация;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
- владеет простейшими математическими представлениями.
Ожидаемые результаты для детей 4-5 лет
-Наличие представлений о геометрических фигурах и объемных тел.
-Наличие навыков конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу.
-Наличие навыков пространственного ориентирования и пространственного мышления.
-Умение создавать внутренний план действий, распознать и построить образ.
-Наличие предпосылок логического и образного мышления.
-Умение действовать по словесным инструкциям и чертежам.
Ожидаемые результаты для детей 5-6 лет
-Умение анализировать, синтезировать и комбинировать.
-Умение видеть в узоре образ.
-Наличие навыков пространственной ориентировки и пространственного мышления.
-Наличие способности владеет основными логическими операциями.
-Умение строить с использованием схем, чертежей, планов, проекций
-Повышение
творческой
активности
ребенка,
проявление
инициативы,
любознательности.
Ожидаемые результаты для детей 6-7 лет
-Умение строить с использованием схем, чертежей, планов, проекций: модели по образцу;
чертежи деталей в трех проекциях; модели по чертежу в трех проекциях; собственные
модели с построением чертежа.
-Собирать модели: из объемных деталей по цветному образцу.
-Создавать собственные модели и зарисовывать их; работать в коллективе.
-Умение правильно выполнять задания на ориентировку в пространстве, научатся сами
придумывать свою картинку и выкладывать ее из кубиков.
-Наличие логического и образного мышления, творчества.
-Умение распознать и построить образ, работать самостоятельно.
-Умение общаться со сверстниками в коллективе; знание понятий «доброта»,
«взаимопомощь», «дружба».
Ожидаемые результаты по окончании Программы:
 Адаптация ребенка к условиям детско - взрослой общности.
 Удовлетворенность ребенком своей деятельностью.
 Формирование ценностных ориентаций.
 Формирование мотивов к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству со
сверстниками и педагогами.
 Формирование навыков конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях,
толерантное отношение.
 Развитие жизненных, социальных компетенций.
1.10. Формы подведения итогов реализации Программы
Формами подведения итогов реализации Программы являются открытые занятия.
Оценка результатов освоения Программы:
8

Реализация Программы предусматривает текущий (промежуточный) контроль и
итоговый контроль обучающихся.
Этапы педагогического контроля
№

Виды контроля

Какие знания и
умения
проверяются

Форма подведения
итогов

Сроки
проверки

1.

Вводный контроль

Знание правил
техники
безопасности,
умение оборудовать
свое рабочее место

Беседа

Начало
учебного года
(сентябрь)

2.

Промежуточный
контроль

Усвоение тем
программы

Открытые занятия

В конце
календарного
года(декабрь)

3.

Итоговый контроль

Определение уровня
обученности
учащихся

Демонстрация
полученных знаний
на открытых
показах

В конце
учебного года
(май)

Показатели эффективности Программы
Показатель

Формы и методы диагностики

Повышение уровня развития мышления
(умения соотносить и сравнивать,
сортировать по определенному признаку);

Беседа, наблюдение

Повышение уровня развития памяти;

Оценка уровня выполнения творческих
заданий

Повышения уровня развития внимания;

Наблюдение, беседа, игра - импровизация

Обогащение словарного запаса.

Диагностические задания, беседа, опрос.

Уровень развития коммуникативных
способностей

Игра – беседа, наблюдение.

Уровень развития символических
способностей (воображения и игры)

Наблюдение, беседа.

Результативность и эффективность
работы.

Психолого - педагогическое изучение на
основе наблюдения; опроса.

2.Содержание Программы
2.1. Перспективное планирование (для детей 3-4 лет)
9

Неделя занятие
18.09-22.09

1 занятие

Дорожки

Содержание занятия

Оборудование , раздаточные материалы

1.Знакомство с кубиками Никитина.

- Кубики Никитина Сложи узор»;

2.Упражнение « Дорожки». Цель: Развитие моторики руки.

- Раздаточный материал для
упражнений

3. Упражнение «Мишка косолапый» Цель: Развитие координации движений, аудиальной и
моторной памяти.

25.09-29.09

2 занятие

Тропинка

«Дорожки»,

«Заплатки»;

4. Упражнение «Заплатки». Цель: Развитие произвольного внимания

- простые карандаши

1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и
произвольного внимания, обучение детей работы по образцу.

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

2.Упражнение «Одинаковые фигуры». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного
внимания.
3. Упражнение «Мишка косолапый» Цель: Развитие координации движений, аудиальной и
моторной памяти.

- Раздаточный материал для
упражнений «Найди фигурке место»; Пять игрушек;
- Цветные карандаши;
- Простые карандаши.

4. Упражнение «Сравни рисунки». Цель: Развитие восприятия, ознакомление детей с категорией
«Большой-маленький»
02.10 – 06.10

3 занятие

Ступеньки

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и
произвольного внимания, обучение детей работы по образцу.
2. Упражнение «Подбери тень». Цель: Развитие зрительного восприятия.
3. Упражнение «Мишка косолапый» Цель: Развитие координации движений, аудиальной и
моторной памяти.
4. Упражнение «Бабочки». Цель: Развитие зрительного восприятия и моторики руки.

- Кубики Никитина «Сложи узор»;
- Раздаточный материал для упражнений
«Подбери тень», «Бабочки»;
- - бубен: - Разрезные картинки;
- Цветные карандаши;
Простые карандаши;

5. Упражнение «Собери картинку». Цель: Развитие наглядно образного мышления.
09.10-13.10

4 занятие

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и
произвольного внимания, обучение детей работы по образцу.

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

2.Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики руки.

- Раздаточный материал для упражнений
«Раскрась картинки», « Дорожки»;

3. Упражнение «Муха» Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.

-Игра «Подбери картинку»;

4. Упражнение «Раскрась картинки». Цель: Развитие восприятия, ознакомление детей с категорией

- Цветные карандаши;

10

«Большой маленький»;

- Простые карандаши.

5.Упражнение «Съедобное – несъедобное». Цель: Развитие внимания.
6. Игра «Подбери картинку». Цель: Развитие зрительного
восприятия, учить детей соотносить форму и образец.
16.10-20.10

5 занятие

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и
произвольного внимания, обучение детей работы по образцу.
2.Упражнение «Ой, лады». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной
памяти.
3. Упражнение «Заплатки» Цель: Развитие произвольного внимания.

- Кубики Никитина «Сложи узор»;
- Раздаточный материал для упражнений
«Шарфики», «Заплатки»;
- Разрезные картинки;
- простые карандаши

4. Упражнение «Кто летает?». Цель: Развитие внимания.
5. Упражнение «Шарфики». Цель: Развитие восприятия, ознакомление детей с категорией
«длинный-короткий».
6.Упражнение «Собери картинку». Цель: Развитие наглядно образного мышления
23.10-27.10 6 занятие
Лесенка-стремянка

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и
произвольного внимания, обучение детей работы по образцу.
2.Упражнение «Домики». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.
3. Упражнение «Муха» Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.
4. Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики руки.

- Кубики Никитина «Сложи узор»;
- Раздаточный материал для упражнений
«Найди фигурке место»,
«Домики», «Дорожки»;
- игрушки; - Простые карандаши.

5.Упражнение «Запомни игрушки». Цель: Развитие зрительной памяти
30.10-03.11

7 занятие

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и
произвольного внимания, обучение детей работы по образцу.
2. Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики руки.
3. Упражнение «Мишка косолапый» Цель: Развитие координации движений, аудиальной и
моторной памяти.

- Кубики Никитина «Сложи узор»;
- Раздаточный материал для упражнений
«Дорожки», «Соедини рисунки»;
бубен: простые карандаши;

4. Упражнение «Соедини рисунки». Цель: Развитие восприятия, обучение детей соотносить
геометрические фигуры и предметы.

11

5. Упражнение «Да или нет?». Цель: Развитие произвольного внимания и аудиального восприятия
06.11-10.11

8 занятие

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и
произвольного внимания, обучение детей работы по образцу.
2.Упражнение «Сорока - белобока». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и
моторной памяти.
3. Упражнение «Одинаковые фигуры» Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного
внимания.
4. Упражнение «Слушай бубен». Цель: Развитие памяти и самоконтроля.

Кубики Никитина «Сложи узор»;
- Раздаточный материал для упражнений
«Найди фигурке место», «Одинаковые
фигуры», «Мячики»;
- бубен; цветные карандаши;
- простые карандаши.

5.Упражнение «Мячики». Цель: Развитие внимания.
13.11-17.11

9 занятие

Забор

Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и
произвольного внимания, обучение детей работы по образцу.
2.Упражнение «Сорока -белобока». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и
моторной памяти.
3. Упражнение «Запомни игрушки» Цель: Развитие зрительной памяти.

- - Кубики Никитина «Сложи узор»;
- Раздаточный материал для упражнений
«Деревья», «Одинаковые фигуры»;
- игрушки;
- простые карандаши

4. Упражнение «Одинаковые фигуры» Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного
внимания.
5. Упражнение «Зайчик - птица». Цель: Развитие внимания.
6.Упражнение «Деревья». Цель: Развитие мышления.
20.1124.11
10
занят
ие

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и
произвольного внимания, обучение детей работы по образцу.
2.Упражнение «Чижик - пыжик». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной
памяти.

Кубики Никитина «Сложи узор»;
- Раздаточный материал для упражнений
«Дорожки», «Заплатки»;

3. Упражнение «Дорожки» Цель: Развитие моторики руки.
4. Упражнение «Да или нет?». Цель: Развитие произвольного внимания и аудиального восприятия.
5.Упражнение «Заплатки». Цель: Развитие произвольного внимания.
6.Игра: «Слушай свое имя». Цель: Развитие слуховой памяти

12

27.11-01.12

11 занятие

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и
произвольного внимания, обучение детей работе по образцу.
2. Упражнение «Мишка косолапый», «Ути –ути» Цель: Развитие координации движений,
аудиальной и моторной памяти.
3. Упражнение «Елочки». Цель: Развитие моторики руки и мышления.
4. Упражнение «Кто летает?». Цель: Развитие внимания.
5. Упражнение «Медвежата. Цель: Развитие зрительного восприятия.

- Кубики Никитина «Сложи узор»;
- Раздаточный материал для упражнений
«Найди фигуру», «Елочки»,
«Медвежата»;
- Разрезные картинки;
- Цветные карандаши;
- Простые карандаши;

6. Упражнение «Собери картинку». Цель развитие наглядно- образного мышления.
04.12-08.12 12 занятие

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и
произвольного внимания, обучение детей работе по образцу.
2.Упражнение «Сорока - белобока». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и
моторной памяти.
3. Упражнение «Варежки» Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

- Кубики Никитина «Сложи узор»;
- Раздаточный материал для упражнений
«Парашютисты»,
«Варежки»;
- Простые карандаши.

4. Упражнение «Да или нет?». Цель: Развитие произвольного внимания.
5.Упражнение «Парашютисты». Цель: Развитие моторики руки
11.12-15.12

13 занятие

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и
произвольного внимания, обучение детей работы по образцу.
2.Упражнение «Два барана». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной
памяти.
3. Упражнение «Дорожка». Цель: Развитие моторики руки

- Кубики Никитина «Сложи узор»;
- Раздаточный материал для упражнений
«Дорожка», «Заплатки»;
- бубен;
- простые карандаши.

4. Упражнение «Слушай бубен». Цель: Развитие произвольного внимания.
5. Упражнение «Заплатки». Цель: Развитие произвольного внимания
18.12-22.12

14 занятие

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и
произвольного внимания, обучение детей работы по образцу.
2.Упражнение «Ути - ути». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной
памяти.

Кубики Никитина «Сложи узор»;
- Раздаточный материал для упражнений
«Дорожки», «Заплатки»;
- Простые карандаши.

3. Упражнение «Дорожки» Цель: Развитие моторики руки.

13

4. Упражнение «Зайчик - птица». Цель: Развитие внимания.
5.Упражнение «Что лишнее?». Цель: Развитие мышления.
6.Игра: «Запомни игрушки». Цель: Развитие зрительной памяти.

09.01-12.01 15 занятие

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и
произвольного внимания, обучение детей работе по образцу.
2. Упражнение «Кто спрятался?». Цель: Развитие зрительного восприятия.
3. Упражнение «Мишка косолапый», «Божья коровка» Цель: Развитие координации движений,
аудиальной и моторной памяти.
4. Упражнение «Клоун и мячи». Цель: Развитие зрительного восприятия

- Кубики Никитина «Сложи узор»;
- Раздаточный материал для упражнений
«Найди фигурке место», «Кто
спрятался?», «Клоун и мячи»;
- Цветные карандаши;
- Простые карандаши;

5. Упражнение «Да ли нет?». Цель: Развитие произвольного внимания и аудиального восприятия.
6. Упражнение «Слушай свое имя». Цель развитие слуховой памяти
15.01-19.01 16 занятие

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и
произвольного внимания, обучение детей работе по образцу.
2.Упражнение «Ладушки». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной
памяти.
3. Упражнение «Дождик». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

- Кубики Никитина «Сложи узор»;
- Раздаточный материал для упражнений
«Дождик», «Яблоки»;
- Разрезные картинки;
- Простые карандаши.

4. Упражнение «Кто плавает?». Цель: Развитие внимания и слухового восприятия.
5.Упражнение «Яблоки». Цель: Развитие зрительного восприятия.
6. Упражнение «Собери картинку». Цель: Развитие наглядно-образного мышления.
22.01-26.01

17 занятие

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и
произвольного внимания, обучение детей работе по образцу.
2.Упражнение «Муха». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.
3.Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики руки.

- Кубики Никитина «Сложи узор»;
- Раздаточный материал для упражнений
«Найди фигурке место», «Раскрась
картинки», «Дорожки»;

14

29.01-02.02

18 занятие

4. Упражнение «Слушай бубен». Цель: Развитие

- бубен;

произвольного внимания.

- Цветные карандаши;

5. Упражнение «Раскрась картинки». Цель: Развитие зрительного восприятия, обучение детей
сравнивать предметы

- Простые карандаши;

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и
произвольного внимания, обучение детей работе по образцу.

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

2.Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики руки.
3. Упражнение «Два барана», «Сорока -белобока» Цель: Развитие координации движений,
аудиальной и моторной памяти.

- Раздаточный материал для упражнений
«Дорожки», «Заплатки»;
- Простые карандаши.

3. Упражнение «Заплатки». Цель: Развитие произвольного внимания.
4. Упражнение «Да или нет?». Цель: Развитие внимания и слухового восприятия
1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и
произвольного внимания, обучение детей работе по образцу.

05.02-09.02
19 занятие

2. Упражнение «Два медведя». Цель: Развитие
координации движений, аудиальной и моторной памяти.
3. Упражнение «Варежки». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.
4. Упражнение «Подпрыгни на месте». Цель: Развитие произвольного внимания и слухового
восприятия.

- Кубики Никитина «Сложи узор»;
- Раздаточный материал для упражнений
«Найди фигурке место», «Варежки»,
«Ленточки»; - разрезные картинки;
- Цветные карандаши;
- Простые карандаши;

5. Упражнение «Ленточки». Цель: Развитие мышления и моторики рук.
6. Упражнение «Собери картинку». Цель развитие наглядно –образного мышления.
12.02-16.02

20 занятие

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и
произвольного внимания, обучение детей работы по образцу.
2.Упражнение «Ути - ути», «Два барана». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и
моторной памяти.
3. Упражнение «Лишняя картинка» Цель: Развитие мышления и моторики руки.

- Кубики Никитина «Сложи узор»;
- Раздаточный материал для упражнений
«Пары обуви», «Лишняя картинка»;
- цветные карандаши;
- Простые карандаши.

15

4. Упражнение «Кто плавает?». Цель: Развитие внимания. 5.Упражнение «Пары обуви». Цель:
Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.
19.02-22.02

21 занятие

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и
произвольного внимания, обучение детей работы по образцу.

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

2. Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики руки.

- Раздаточный материал для упражнений
«Дорожки», «Заплатки»;

3.Упражнение «Слушай бубен». Цель: Развитие

- бубен;

координации движений, аудиальной и моторной памяти.

-цветные карандаши;

4. Упражнение «Заплатки». Цель: Развитие произвольного внимания.

- простые карандаши.

5. Игра «Слушай свое имя». Цель: Развитие слуховой памяти.
26.02-01.03

22 занятие

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и
произвольного внимания, обучение детей работе по образцу.

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

2.Упражнение «Зайка и ежик». Цель: Развитие

- Раздаточный материал для упражнений
«Дорожки», «Заплатки»;

координации движений, аудиальной и моторной памяти.

- Разрезные картинки;

3. Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики рук.

Простые карандаши.

4. Упражнение «Съедобное - несъедобное». Цель: Развитие внимания.
5.Упражнение «Заплатки». Цель: Развитие произвольного внимания.
6. Упражнение «Собери картинку». Цель: Развитие
наглядно-образного мышления.
. 04.03-07.03

23 занятие

Любящее сердце

1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и
произвольного внимания, обучение детей работе по образцу.
2. Упражнение «Ладушки», «Два медведя» Цель: Развитие координации движений, аудиальной и
моторной памяти.

- Кубики Никитина «Сложи узор»;
- Раздаточный материал для упражнений
«Кто где?», «Конфеты»
Простые карандаши

3. Упражнение «Кто где?». Цель: Развитие зрительно - пространственной ориентации.
4. Упражнение «Кто летает?». Цель: Развитие внимания.
- 6. Упражнение «Конфеты». Цель развитие зрительного восприятия.

16

11.03-14.04

24 занятие

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и
произвольного внимания, обучение детей работы по образцу.

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

2. Упражнение «Солнышко» Цель: Развитие моторики руки.

- Раздаточный материал для упражнений
«Солнышко», «Одинаковые фигуры»

3. Упражнение «Зайка». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.

- Простые карандаши.

4. Упражнение «Да или нет?». Цель: Развитие произвольного внимания.
5.Упражнение «Одинаковые фигуры». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного
внимания.
18.03-22.03 25 занятие

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и
произвольного внимания, обучение детей работы по образцу.
2. Упражнение «Груши». Цель: Развитие мышления.

- Раздаточный материал для упражнений
«Дорожки», «Груши»;

3.Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики руки.

-цветные карандаши;

4. Упражнение «Съедобное - несъедобное». Цель: Развитие
25.03-29.03

26 занятие

Сапоги для мамы

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

внимания

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и
произвольного внимания, обучение детей работе по образцу.
2. Упражнение «Морковки». Цель: Развитие моторики рук.
3. Упражнение «Указочка». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной
памяти.

- простые карандаши.
- Кубики Никитина «Сложи узор»;
- Раздаточный материал для упражнений
«Морковки», «Одинаковые фигуры»;
- - Цветные карандаши
- Простые карандаши..

4. Упражнение «Одинаковые фигуры». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного
внимания.
5.Упражнение «Кто летает?». Цель: Развитие внимания
01.04-05.04 27 занятие

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и
произвольного внимания, обучение детей работе по образцу.
2. Упражнение «Заплатки». Цель: Развитие произвольного внимания.
3. Упражнение «Два барана», «Зайка» Цель: Развитие координации движений, аудиальной и
моторной памяти.

- Кубики Никитина «Сложи узор»;
- Раздаточный материал для упражнений
«Заплатки», «Дорожка»;
- Простые карандаши

4. Упражнение «Дорожка». Цель: Развитие моторики руки.
5. Упражнение «Съедобное - несъедобное». Цель: Развитие внимания

17

08.04-12.04

28 занятие

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и
произвольного внимания, обучение детей работы по образцу.
2. Упражнение «Дорожки» Цель: Развитие моторики руки.
3. Упражнение «Все захлопали в ладошки». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и
моторной памяти.

- Кубики Никитина «Сложи узор»;
- Раздаточный материал для упражнений
«Дорожки», «Путаница»;
- Простые карандаши..

4. Упражнение «Путаница». Цель: Развитие зрительного восприятия.
5.Упражнение «Кто плавает?». Цель: Развитие внимания и слухового восприятия
15.04-19.04

29 занятие

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и
произвольного внимания, обучение детей работы по образцу.
2. Упражнение «Лишняя картинка». Цель: Развитие мышления.
3.Упражнение «Яблоки»: Развитие моторики руки.
4. Упражнение «Слушай бубен». Цель: Развитие внимания и самоконтроля.
5.Упражнение «Цыплята». Цель: Развивать зрительное восприятие.
6.Упражнение «Собери картинку». Цель: Развитие наглядно – образного мышления.

15.04-19.04

30 занятие

Цветочек

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и
произвольного внимания, обучение детей работе по образцу.
2. Упражнение «Цветы». Цель: Развитие моторики рук.
3. Упражнение «Указочка», «Кулачок». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и
моторной памяти.
4. Упражнение «Грибочки». Цель: Развитие мышления.

- Кубики Никитина «Сложи узор»;
- Раздаточный материал для упражнений
«Яблоки», «Лишняя картинка» ,
«Цыплята»;
- бубен;
-цветные карандаши;
- простые карандаши.
- Кубики Никитина «Сложи узор»;
- Раздаточный материал для упражнений
«Цветы», «Грибочки»;
- разрезные картинки;
- Цветные карандаши;
- Простые карандаши.

5.Упражнение «Съедобное - несъедобное». Цель: Развитие внимания.
6.Упражнение «Собери картинку». Цель: Развитие наглядно – образного мышления.
22.04-26.04

31 занятие

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и
произвольного внимания, обучение детей работе по образцу.
2. Упражнение «Елочки». Цель: Развитие восприятия, ознакомление детей с категориями «высокий
– низкий»

- Кубики Никитина «Сложи узор»;
- Раздаточный материал для упражнений
«Елочки», «Дорожки»;
- Простые карандаши;

18

рыбка

3. Упражнение «Жук». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.

- Цветные карандаши;

4. Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики руки.
5. Упражнение «Да или нет?». Цель: Развитие внимания.
6. Упражнение «Кто плавает?». Цель: Развивать внимания и слухового восприятия

02.05-10.05 32 занятие
молния

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и
произвольного внимания, обучение детей работы по образцу.
2. Упражнение «Зайчик – Птица - Лошадь». Цель: Развитие внимания, координация слухового и
зрительного анализаторов.
3. Упражнение «Дорожки» Цель: Развитие моторики руки.
4.Упражнение «Два медведя» Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной
памяти.

Кубики Никитина «Сложи узор»;
- Раздаточный материал для упражнений
«Дорожки», «Сравни рисунки»;
- разрезные картинки;
-цветные карандаши;- Простые
карандаши.

5.Упражнение «Подпрыгни на месте». Цель: Развитие произвольного внимания, слухового
восприятия и памяти.
6.Упражнение «Сравни рисунки». Цель: Развитие восприятие, познакомить детей с категориям
«Длинный- короткий».
7.Упражнение «Собери картинку». Цель: Развитие наглядно – образного мышления
13.05-17.05

33 занятие

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и
произвольного внимания, обучение детей работы по образцу.
2. Упражнение «Одинаковые фигуры». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного
внимания.
3.Упражнение «Лошадки». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной
памяти.
4. Упражнение «Лишняя картинка». Цель: Развивать мышление и моторики руки.

Кубики Никитина «Сложи узор»;
- Раздаточный материал для упражнений
«Домики», «Одинаковые фигуры» ,
«Лишняя картинка»;
- бубен;
-цветные карандаши;
- простые карандаши.

5.Упражнение «Слушай бубен». Цель: Развитие внимания, самоконтроля

19

34 занятие

20.05-24.05

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель:

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

Развитие зрительного восприятия и произвольного

- Раздаточный материал для упражнений
«Матрешки»,

внимания, обучение детей работе по образцу.
2. Упражнение «Матрешки». Цель: Развитие восприятия и внимания..
3. Упражнение «Зайка», «Ладушки». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и
моторной памяти.

«Улитки».
- Цветные карандаши; - Простые
карандаши.

4. Упражнение «Улитки». Цель: Развитие зрительного восприятия.
5.Упражнение «Да или нет?». Цель: Развитие внимания.
27.05-31.05

35 занятие

Жук

1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и
произвольного внимания, обучение детей работе по образцу.
2. Упражнение «Обведи дорожку». Цель: Развитие моторики руки.
3. Упражнение «Сорока - белобока». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и
моторной памяти.
4. Упражнение «Домики». Цель: Развитие зрительного восприятия.

- Кубики Никитина «Сложи узор»;
- Раздаточный материал для упражнений
«Обведи дорожку», «Домики», «Что
лишнее?»;
- Простые карандаши;
- Цветные карандаши;

5. Упражнение «Кто плавает?». Цель: Развитие внимания.
6. Упражнение «Что лишнее?». Цель: Развитие мышления.
7. Упражнение «Подбери картинку». Цель: Развитие зрительного восприятия, обучение детей
соотносить форму и образец.

20

Содержание работы в средней группе
Неделя Занятие
16.09-20.09

Содержание занятия
Повторение

Оборудование материалы
Кубики Никитиных «Сложи
узор»

1.Упражнять детей в умении анализировать образец и собирать из деталей
небольшой помощью взрслого

23.09-27.09

1.Упражнять детей в умении анализировать образец и собирать из деталей
небольшой помощью взрслого
2.Игра «Поиск букашек» Цель: Упражнять детей в умении называть насекомое
по его части,находить целое изображение насекомого изображение

30.09-04.10

07.10-11.10

1.Упражнять детей в умении анализировать образец и собирать из деталей
небольшой помощью взрслого
2.Игра «Кто спрятался за забором « Цель: Упражнять детей в умении узнавать
домашних птиц по части изображения,правильно называть взрослого и
детеныша домашних птиц.
2Найди фигурке место Цель:Развитие произвольного внимания,мелкой
моторики руки

Занятие 1
Упр №7 №6№3

3.Кто плавает.Цель:Развитие внимания ислухового восприятия
4. Родовые понятия Цель: развитие мышления,обучение детей отвечать по
очереди,не перебивая друг друга

14.10-18.10

2.Соедини половинки Цель: развитие зрительного восприятия

Занятия 2

21

21.10-25.10

3.Собери картинку.Цель:Развитие наглядно-образного мышления

упр 4,№5,№7

4.Слушай бубен. Цель:Развитие произвольного внимания и самоконтроля
ребенка,обучение детей запоминать аудиальную инструкцию,удерживание ее в
памаяти на протяжении всего упражнения.
2.Съедобное –не съедобное Цель: Развитие внимания.

Занятие3

3.Лишняя картинка.Цель:Развитие логического мышления методом исключения
«лишней»картинки.

Упр 7,№6,3 8

4Листья .Цель:Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания

28.10-01.11

2. Проведи пальцами обеих рук одновременно по линиям рисунка
3.Одинаковые рисунки Цель:Развитие зрительного восприятия
4.Сравни рисунки Цель:Развитие восприятия,повторение категорий большоймаленький,высокий-низкий

04.11-08.11

Занятие 4 упр 4,№6

2.Объедини картинки и назови их одним словом
3.Одинаковые рисунки Цель: Развитие зрительного восприятия,внимания и
мелкой моторики .
4. Съедобное-несъедобное ЦельРазвитие внимания
5 Запомни игрушки Цель:развитие зрительной памяти

11.11-15.11

Занятие 5 №5 №6 №8

2.Кто где. Цель:развитие зрительно-пространственной ориентации.

Занятие 6

3.Родовые понятия . Цель: развитие мышления,обучение детей отвечать по

№2 №4 № 5
22

очереди,не перебивая друг друга
4. Одинаковые рисунки Цель:развитие зрительного восприятия,внимания и
мелкой моторики руки

18.11-22.11

2.запомни слова Цель развитие кратковременной и долговременной слуховой
памяти

Занятие 7
Упр №4 №7 № 2

3. Лишняя картинка Цель:Развитие логического мышления методом исключения
«лишней»картинки

25.11-29.11

4.Заплатки Цель:развитие произвольного внимания
2.Путаница Цель: развитие зрительного восприятия

Занятие 8

3Уточки Цель:Развитие зритьельного восприятия,внимания и связной речи.

Упр № 2 № 4 № 8

4.Собери картинку Цель:Развитие наглядно-образного мышления

02.12-06.12

2.Колобки Цель:Развитие произвольного внимания
3.Запомни игрушки Цель:развитие зрительной памяти

Занятие 9
Упр 6№ 7 №3

4.Слушай бубен Цель:Развитие произвольного внимания исамоконтроля
ребенка,обучение детей запоминанию аудиальной инструкции

09.12-13.12

2.Игра «Что из чего сделано» Цель Закреплять умение классифицировать
предметы,обобщать по одному признаку.

Занятие 11.
Упр 6 №8

3.Снежинки Цель: Развитие зрительного восприятия ипроизвольногшо

23

внимания
4.Кто лишний Цель:развитие логического мышления методом исключения
«лишней»картинки
02.12-06.12

2.Вазы Цель:развитие произвольного внимания
3.Кто летает: ЦельРазвитие внимания

Занятие 12
Упр №2 №5 № 6

4 Одинаковые рисунки Цель:развитие зрительного восприятия и внимания
16.12-20.12

2. Чашки и блюдца Цель:развитие зрительного восприятия,внимания
3. Лишняя картинка Цель:развитие логического мышления методом исключения
«лишней»картинки

Занятие13
Упр №4 №7 № 8

4Да или Нет! Цель:развитие произвольного внимания и аудиального восприятия
23.12-27.12

13.01-17.01

ДИАГНОСТИКА

2.Заплатки Цель:развитие приизвольногос внимания
3. Подпрыгни на месте Цель:развитие внимания и слухоречевой памяти

Занятие 14
Упр 2 №6№5

4. Одинаковые рисунки Цель:развитие произвольного внимания
20.01-24.01

2 Слушай бубен Цель:Развитие произвольного внимания и самоконтроля
ребенка,обучение детей запоминанию аудиальной инструкции.удерживать ее в
памяти на протяжении всего упражнения

Занятие 16
Упр 6 №4 №2
24

3. Да или не? Цель:развртие произвольного внимания и аудиального восприятия
4.Путаница Цель:развитие зрительного восприятия

27.01-31.01

2.Родовые понятия Цель:Развитие мыдленияЮоьучение детей отвечать по
очереди,не перебивая друг друга

Занятие 17
Упр 4 №5 №6

3.Сравни рисунки Цель:Развитие восприятия,ознакомление детей с категориями
высокий-низкий

03.02-07.02

4 Хлопни в ладоши Цель:развитие произвольного внимания и слухоречевой
памяти.
2Маски Цель:Развитие зрительнго восприятия
3.Вид-вид Цель:.Обучене детей продолжать цепочки и подбирать родовые
понятия

10.02-14.02

4.Что лишнее Цель:развитие логического мышления методом исключения
«лишнего» предмета
2.Кто где? Цель:развивать зрительно-пространственую ориентацию
3.Одинаковые рисунки Цель:развитие зрительного восприятия,внимания и
мелкой мсоторики

Занятие 19
Упр 4 №8 №7

Занятие 20
Упр №2 № 4 №7

4.Фрукты,овощи,ягоды Цель:развитие логического мышления,обучение детей
классифицировать предметы

17.02-21.02

2 Подпрыгни на месте Цель: развитие внимания и слухоречевой памяти
3. Собери картинку Цель:развитие наглядно-образного мышления

Занятия21
Упр №6 № 8 №5

4Одинаковые рисунки Цель:развитие произвольного внимания
25

24.02-28.02

2 Раздели на группы Цель:развитие логического мышления,обучение детей
классифицировать предметы

Занятие 22
Упр № 4

3. Вид-вид Цель:развитие мышления,обучение детей продолжать цепочке и
подбирать родовые понятия.

03.03-07.03

Занятие 23

4.Птички.Цель:развитие зрительно-пространственной ориентации и мелкой
моторики руки

Упр4 № 7

2.Мальчики. Цель:развитие зрительного восприятия,внимания и мелкой
моторики руки

Занятие 24
Упр 2 №7 №4

3.Кто есть кто Цель: развитие зрительного восприятия и мышления

10.03-14.03

4. Раздели на группы Цель:развитие мышления,обучение детей
классифицировать предметы
2.Соедини рисуник Цель:развитие восприятия,обучение детей соотносить
геометрические фигуры и предметы

Занятия 26
Упр 2 №4 № 5

3.Запомни словав.Цель:развитие кратковременной и договременной памяти
4 Лабирини Цель:Развитие зрительно-пространственной ориентации
17.03-21.03

2.Слушайте бубен Цель: развитие произвольного внимания и самоконтроля
реюбенка,обучение детей запоминанию аудиальной инструкции,удержанию ее в
памяти на протяжении всего упражнения

Занятие 27
Упр 6 №7 № 4

3.Заплаткт Цель:Развитие произвольного внимания
26

4. Лишняя картинка Цель:развитие логического мышления

24.03-28.03

2.Лабиринт Цель:развитие произвольного внимания

Занятие 28

3.Холодно-жарко Цель: развитие мышления,учить детей классифицировать
рисунки

Упр 2 №4
Занятьие 29

4.Жирафы .Цель:развитие зрительного восприятия,внимания и связной речи
Упр 4
31.03-04.04

2 Что съедобное Цель:развитие зрительного восприятия и мышления

Занятие 30

3.Лабирини Цель:развитие зрительно-пространственной ориентации

Упр 5 № 2 №7

4 Сравни рисуник Цель:Развитие восприятия,ознакомление детей с категориями
длинный-короткий
07.04-11.04

2.Родовые понятия Цель: развитие мышления,учить детей отвечть по очереди,не
перебивая друг друга

Занятие 31
Упр 4 №5 №8

3 Заплатки,Цель:развитие произвольного внимания
4.Собери картинку Цель:развитие наглядно-образного мышления
14.04-18.04

2.Лабиринт Цель:развитие зрительно-пространственной ориентации и мелкой
моторики

Занятие 32
Упр2 №4 №7

3.Запомни слова Цель:развитие кратковременной и долговременной слуховой
памяти
27

4 Одинаковые рисунки.Цель:развитие внимание и зрительного восприятия

21.04-25.04

2.Игрушки Цель:развитие зрительного восприятия,внимания и связной речи

Занятие 34

3.Раздели на группы Цель:Развитие логического мышления,обучение детей
классифицировать предметы

Упр 4 №6 № 8

4. 6Сад и огород Цель:развитие мышления
28.04-30

2.Что лишнее Цель:развитие логического мышления методом исключения
«лишнего»предмета

Занятие 35
Упр 5 №7 №8

3.лабиринт Цель: развитие зрительно-пространсвоенной ориентации и мелкой
мотрики руки

05.05-07.05

4. Собери картинку Цель:развитие наглядно-образного мышления
2Скопируй точки Цель:развитие произвольного внимания и зрительнопространственной ориентации

Занятие 36
Упр 2 № 4 №8

3.Зима и лето. Цель:развитие мышления.учит детей классифицировать предметы
4Слушай свое имя. Цель Развитие слуховой памяти,внимания и аудиального
восприятия
12.05-16.05

Диагностика

28

19.05-23.05

Диагностика

26.05-30.05

диагностика

3. Организационно-методические условия:
3.1.Материально-технические условия
Материально – технические средства

Учебно – методические средства

Групповое помещение, столы и стулья по
количеству детей

Учебные пособия с учетом
индивидуальных особенностей.

Наборы и инструкции для каждого
обучающего «Сложи узор», «Сложи
квадрат», «Уникуб», «Кирпичики»,
«Кубики для всех»

Схемы рисунков
Альбом к игре «Сложи узор»
Альбом «Чудо-кубики»
29

Ноутбук
Телевизор ЖК

Раздаточный дидактический материал,
иллюстрации, плакаты, наглядный
демонстрационный материал.

Доска магнитная
3.2. Учебно-методические условия
Характеристика игр Для развития конструктивной деятельности и интеллектуально -творческих способностей детей в дошкольном учреждении
используем развивающие игры серии «Кубики Никитина», разработанные педагогами - новаторами Еленой и Борисом Никитиными. В серию
входят игры: «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб», «Кирпичики», «Кубики для всех», «Логические кубики» и др. Работу с кубиками
начинаем с наборов «Сложи узор » и «Сложи квадрат», а затем постепенно будут добавляться новые наборы.
1. Развивающая игра «Сложи узор». Комплект состоит из 16 деревянных кубиков одинакового размера, уложенных в коробку. Грани кубиков
окрашены по-разному в 4 цвета, что позволяет составлять из них множество вариантов цветных узоров. К игре прилагаются два блокнота с
образцами - заданиями: из 4-х кубиков (серия А), из 9-ти кубиков (серия В) и из 16- ти кубиков (серии С, D). Задания даны с постепенным
усложнением. Начинать игру можно индивидуально с детьми, на основе подражания. На начальном этапе детям предлагают узоры в 37
натуральную величину одного - двух цветов, чтобы малыш мог для проверки закрыть узор кубиками. При этом предлагают подумать, на что
похож узор, вместе придумывают ему название: паровозик, елка, цветок и т. д. На втором этапе дети складывают более сложные узоры. Задания
выполняют в парах, микрогруппах. Сколько узоров предлагается ребенку за одну игру - зависит от его настроения и возможностей. Игра строится
на волне интереса на протяжении нескольких дней. Начинается с нескольких предыдущих узоров, чтобы ребенок побывал в ситуации успеха.
Затем предлагаются новые узоры, ребенку дается возможность достичь своего потолка возможностей. Через некоторое время про игру
«забывают», чтобы не было пресыщения. Следующий этап - творческий. Дети придумывают свои узоры, складывают и срисовывают их в
индивидуальный альбом на листочках в крупную клетку. Вариант -1. Складывание узора из кубиков по образцу. Вариант-2 Складывание узора из
кубиков по образцу с последующим срисовыванием. Вариант -3 Придумывание своего узора из кубиков. Развивать внимание, способность к
анализу и синтезу; мелкую моторику и начальные навыки счета, умение различать цвета и геометрически е фигуры; развивать ориентировку по
клеточкам; навыки самопроверки; развивать воображение и способность к комбинированию посмотрите внимательно на узор. На что или кого он
похож? Какого цвета у него детали? Сложите из кубиков точно такой же узор. Сколько кубиков вам для этого понадобится? Посмотрите
внимательно на узор. На что или кого он похож? Сложите из кубиков точно такой же узор. Нарисуйте этот узор по клеточкам у себя на листочке.
Придумайте свой узор из 9 (16) кубиков. Сложите его. Как вы его назовете? Зарисуйте узор по клеточкам у себя в альбоме.
2. Развивающая игра «Сложи квадрат». Комплект состоит из нескольких квадратов, разрезанных на части различной формы. Детали каждого
квадрата имеют свой цвет, обозначены своим значком (цифрой) и уложены в отдельные ячейки (конверты). Все детали с обратной стороны черные. Главное требование к проведению игры - исходить из уровня развития ребенка. Начинать надо с заведомо легких и посильных задач. На
начальном этапе дети учатся складывать каждый квадрат в отдельности. Маленьким детям предлагают целый черный квадрат (либо рамку по
30

размеру квадрата). Укладывать на нем детали проще, чем на столе. Можно предложить ребенку нарисованный квадрат в натуральную величину,
на котором показано как следует уложить части. На втором этапе детям предлагают выкладывать несколько квадратов с предварительной
классификацией деталей. Следующий этап - творческий. Дошкольники по - своему делят квадраты на части, делают зарисовки моделей. Данный
набор используется и для проведения игры «Танграм».
3. Развивающая игра «Танграм». Детали переворачиваются обратной стороной - черной (бесцветной). Из фигурок выкладывают предметы
(животные, растения и т.д.) сначала по образцу, затем придуманные самостоятельно. Вариант-1 Выкладывание квадрата из деталей. Вариант-2
Выкладывание нескольких квадратов с предварительной классификацией деталей. Вариант-3 Изготовление новых моделей квадратов. Вариант-4
«Танграм». Выкладывание предметов из деталей нескольких квадратов. Развивать внимание, способность к анализу и синтезу; мелкую моторику
и начальные навыки счета, умение различать цвета и геометрические фигуры; развивать способность к классификации; навыки самопроверки;
развивать воображение и способность к комбинированию. ----Возьмите детали одинакового цвета. Выложите из них квадраты.
-Из каких деталей получились у вас квадраты? Сколько их ?
А теперь проверьте, правильно ли вы их собрали. Возьмите целые черные квадраты (или рамки), наложите на них детали.
«Злая фея» смешала в одном пакете несколько квадратов. Разложите детали этих квадратов в кучки по цветам с учетом номера (значка).
соберите квадраты по порядку.

А теперь

Проверьте, правильно ли вы это сделали: сначала у себя, а потом друг у друга Придумайте, как можно по-другому разделить квадрат на части.
Разрежьте 1 квадрат на части. Зарисуйте свою модель. Для этого возьмите второй квадрат - целый, наложите на него детали и обведите
карандашом. А) Посмотрите на картинки. На кого или на что они похожи? Из каких фигурок они сложены? Переверните детали квадратов
черной (бесцветной) стороной вверх . Выложите такие же картинки у себя на столе. Б) Придумайте свои картинки, выложите их из деталей, а
потом зарисуйте на листочке.
4. Развивающая игра «Уникуб». Комплект состоит из 27 деревянных кубиков. Грани кубиков окрашены в красный, синий и желтый цвета (всего
11 вариантов окраски). К игре прилагается блокнот с различными образцами - заданиями. Игра вводит ребенка в мир трехмерного пространства.
На начальном этапе детей учат по образцу и словесной инструкции выкладывать из кубиков простые модели: разноцветные площадки, коробки,
сцены и т.д. На втором этапе детям предлагают выкладывать более сложные модели с предварительной классификацией. Классифицируют
кубики, раскладывая их по «сортам» в зависимости от окраски граней. Это заметно облегчает выполнение более сложных моделей по образцу на
следующем этапе. Для более целостного восприятия модели при выполнении заданий можно использовать зеркало. Учитывая образность
детского мышления, детям предлагают придумать моделям названия, по возможности га обыгрывают. Следующий этап - творческий. Дети
придумывают свои модели с последующей зарисовкой в альбоме. Вариант-1 Классификация кубиков. Вариант-2 Складывание моделей по
образцам. Вариант-3 Придумывание своей модели. Развивать способность к классификации, анализу и синтезу; развивать пространственное
мышление; развивать умение считать, навыки самопроверки; формировать первоначальные навыки планирования. Развитие способности к
комбинированию: рассмотрите кубики. Разложите их по «сортам». Распределите по числу граней какого - либо из цветов. Например, если по
31

красному цвету - то выделяются кубики с одной, 2-мя, 3-мя красными гранями по кучкам. Аналогично дети классифицируют кубики по другим
цветам. Посмотрите на картинку. На что или на кого она похожа эта модель (постройка)? Выложите такую же модель из кубиков у себя на столе.
Проверьте, правильно ли вы ее выложили (сначала у себя, затем другу друга). Придумайте и сложите из кубиков свою модель. Как вы ее
назовете? Зарисуйте ее в альбоме.
5. Развивающая игра «Кирпичики». Комплект состоит из нескольких неокрашенных деревянных брусков - кирпичиков и альбома заданий. Игра
вводит детей в мир моделирования и конструирования, способствует формированию основ технической грамотности, навыков чтения и
построения чертежей.
На начальном этапе детям можно предложить игру «Обезьянки». По подражанию они учатся складывать из кирпичиков простые модели. Затем
строят модели по чертежам из альбома сначала из 2-х, затем нескольких кирпичиков (серии А, В).
На втором этапе детям объясняют, что такое чертеж и как его строят. «Чертеж - это 3 рисунка одного предмета (постройки), когда смотрят на
него с разных сторон». Дети рассматривают кирпичик и его проекции, зарисовывают их на листочке.
На третьем этапе идет построение моделей по чертежам серии D.
На четвертом - создание собственных моделей с построением чертежа. Вариант-1 Построение моделей по чертежу из 2-х или нескольких
кирпичиков, (серии- А, В) Вариант-2 Построение чертежа детали в трех проекциях (серия - С) Вариант -3 Построение моделей. способствовать
развитию концентрации внимания, зрительного контроля за выполнением своих действий, мелкой моторики; развивать способность к анализу и
синтезу; пространственное мышление, чувство симметрии и асимметрии; навыки самопроверки. «Посмотрите на рисунок. Посчитайте, сколько
кирпичиков нужно для этой постройки. Сделайте эту постройку из кирпичей посмотрите на чертеж кирпичика. Возьмите по одному кирпичику
и поставьте его на стол перед собой, присядьте и рассмотрите с трех сторон. Нарисуйте, каким вы увидели кирпичик спереди. Затем нарисуйте,
каким вы видите кирпичик сверху и слева по чертежу, (серия D)» Вариант -4 Создание собственной модели с построением чертежа. Развивать
мелкую моторику; формировать первоначальные навыки планирования, развивать пространственное воображение, способность к
комбинированию. «Посмотрите на чертеж. Перед вами три вида одной и той же постройки: вид спереди, вид сверху и вид слева. Сделайте эту
постройку. Придумайте, на что она похожа и дайте ей название. Попробуйте создать из кирпичиков собственную модель (постройку) и
построить ее чертеж. Придумайте ей название.»
6. Развивающая игра «Кубики для всех». Комплект содержит 7 нераздельных фигур (деталей) разных цветов, составленных из 27 одинаковых
деревянных кубиков и блокнот с образцами - заданиями. Задания в блокноте разделены по уровню сложности. На начальном этапе ребенок
учится соотносить объемную деталь и ее плоскостное изображение, складывает модели по цветному образцу из 2-х деталей. На втором этапе
задания усложняются. Детям предлагаются образцы с неокрашенными деталями. Нужно сообразить, какие это детали и поставить их в
правильное положение. Затем образцы с неокрашенными деталями дети разукрашивают цветными карандашами. Вариант -1 Складывание
модели из объемных деталей (кубиков) по цветному образцу. Вариант -2 Складывание моделей из деталей по черно-белому образцу.
Способствовать развитию: способности к пространственной ориентировке; пространственного мышления; воображения; навыков
32

конструирования: аналитической деятельности; Рассмотрите детали. Обратите внимание на рисунок. На что или кого похожа эта фигура?
Найдите цветные детали, из которых она состоит. Подумайте, как нужно повернуть и расположить эти детали между собой. Сложите эту
постройку. Посмотрите на модель. Сложите ее из деталей. Из скольких маленьких кубиков составлена ваша модель? Раскрасьте изображение
модели образца цветными карандашами. Вариант-3 Создание собственной модели понимания аксонометрической проекции (плоского
изображения трехмерных объектов) Попробуйте создать из деталей собственную модель (постройку). Придумайте ей название и нарисуйте в
альбоме.
Особенности организации занятий
Занятия проводятся с дошкольниками 3-7 лет по подгруппами по 6-8человек, во второй половине дня. Предусматривается индивидуальная
работа с детьми, обладающими различным уровнем психофизического и интеллектуального развития. Форма организации дополнительного
образования позволяет учитывать индивидуальные способности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками
конструирования, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Продолжительность занятия для
дошкольников в соответствии с возрастом. Обеспечение психолого - педагогических условий реализации программы для дошкольников в
соответствии с возрастом.
Структура и продолжительность занятий
1.Индивидуальная работа.

2.Групповое занятие.
Структура занятия

Для детей 3-4 лет

1. Организационный момент

30 сек

2. Повторение пройденного материала

3 мин

3. Знакомство с новым материалом (открытие нового,
постановка проблемы)

3 мин

4. Физкультурная минутка

1 мин

5. Закрепление нового (игровые упражнения)

3 мин

6. Самостоятельная работа, занимательные упражнения на
развитие логического мышления

3мин

33

7. Самоконтроль и самооценка

1 мин

8. Подведение итогов

30 сек

Всего

15 мин

Так же в программу включены здоровьесберегающие технологии, цель которых - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья,
сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в
повседневной жизни.
Здоровьесберегающие технологии:
Артикуляционная гимнастика – система упражнений для речевых органов необходимых для правильного произношения звуков.
Пальчиковая гимнастика - развитие мелкой и общей моторики дошкольников.
Зрительная гимнастика – упражнения, направленные на общее оздоровление зрительного аппарата. Профилактика различных нарушений в
работе органов зрения: укрепление глазных мышц, снятие напряжения, предупреждение утомления, улучшение кровообращения в глазах.
Является эффективным дополнением в лечении уже имеющихся заболеваний: детской близорукости, дальнозоркости, астигматизма.
Двигательная гимнастика - это физические упражнения, направленные на восстановление работоспособности детей, улучшение их
самочувствия, повышение внимания, предупреждения нарушений осанки, т.е. на оздоровление организма детей.
Наглядные методы обучения: это такие методы обучения, при которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от
применения наглядных пособий и технических средств. Практические методы:
К группе практических методов обучения относятся:
-игровой метод;

-разнообразные упражнения;

-моделирование.
Словесные методы:
Основная задача этого метода — создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях.
34

Рассказы детей;

рассказ педагога.

Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.
Беседы
Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации
3.3. Кадровое обеспечение:
Занятия с детьми проводятся педагогом (воспитателем группы). Координатор программы – заместитель заведующего по воспитательнометодической работе. Он курирует работу по реализации программы, проектирует и обеспечивает оборудованием, организует взаимодействие
с родителями (законными представителями) воспитанников в процессе реализации программы.
3.4. Финансовые условия реализации Программы:
Финансовое обеспечение реализации программы определяется в соответствии с потребностями МАДОУ «Детский сад № 29 «Даренка»
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей» на осуществление
всех необходимых расходов при реализации Программы.
3.5. Взаимодействие с родителями
Период

Мероприятия

Сентябрь,
май

Выступления на родительских собраниях: «Технология Б.П. Никитина,
как средство интеллектуального развития и логического мышления в
подготовке к школьному обучению», «Итоги года. Выполнение
поставленных задач»

Ноябрь,
февраль,
апрель

Консультации: «Игра, как средство познания окружающего мира»,
«Развитие интеллектуально-творческих способностей детей через
технологию Б.П. Никитина»,

35

«Коррекция психических процессов через технологию Б.П. Никитина»
Февраль,
май

Открытые занятия

В течение
года

Индивидуальные консультации, беседы

3.6. Контроль за реализацией Программы
Контроль в рамках реализации программы носит мотивационно - стимулирующий и корригирующий характер.
Формы и виды контроля Текущий контроль – проводится на всех этапах обучения. Для эффективного применения текущего контроля
применяется наблюдение; следующие формы проверок:
- выполнение практического или теоретического задания
Итоговый контроль подведение итогов обучения за полугодие, год. Участие в отчетных мероприятиях.
4. Список рекомендуемой и используемой литературы
Список литературы для педагогов:
1.

2
3

4

1.Богусловская З.М., Смирнова Е.О.
Развивающие игры для детей младшего
дошкольного возраста
Игры для развития и коррекции.
Методические рекомендации.
Логика и математика для дошкольников:
Методическое пособие / Авт.- сост. .Е. А.
Носова, P.JI. Непомнящая..Е.А. Носова,
P.JI. Непомнящая.
Математика до школы: Пособие для

Список рекомендуемой литературы
для родителей:
1
Никитин Б. П. Развивающие игры.

2

Никитин Б. П. Ступеньки
творчества или развивающие игры

36

5
6

воспитателей детских садов и родителей.
Никитин Б. П. Развивающие игры.
Никитин Б. П. Ступеньки творчества или
развивающие игры.

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».