Сохранение и укрепление здоровья детей – одно из основных направлений работы
МАДОУ «Детский сад № 29 «Даренка» (далее-МАДОУ). Только здоровый ребенок способен
на гармоничное развитие, поэтому формирование привычки к здоровому образу жизни были и
остаются первостепенной задачей детского сада.
МАДОУ организует разностороннюю деятельность, направленную на сохранение
здоровья детей, реализует комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных и
лечебно- профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.
Целью оздоровительной работы в ДОО является создание условий, способствующих
охране и укреплению
здоровья
детей, создание
устойчивой
мотивации
в
потребности сохранения своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Поэтому, очень важно правильно сконструировать содержание воспитательнообразовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные
программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего – к ценностям здорового
образа жизни.
Задачи:
1.
Стимулировать двигательную активность и физическое развитие детей
(физкультурный зал, мини уголки по физкультуре во всех возрастных группах).
2.
Использовать здоровьесберегающих технологий и оздоровительные методики.
3.
Сочетать психолого–педагогических
подходы
с
лечебно–профилактическими, диагностическими и коррекционными
мероприятиями.
4.
Развивать здоровьесберегающее пространство ДОО через взаимодействие с
родителями и социальными институтами.
Система физкультурно-оздоровительной работы ДОО строится по принципу
развивающей педагогики оздоровления, а основной задачей данной системы является
формирование и реализация индивидуального оздоровительного маршрута для каждого
воспитанника, основная составляющая которого следует из половых, возрастных и
психофизиологических особенностей ребенка. Она включает все виды физкультурных занятий,
оздоровительных мероприятий, на которых обязательно дозируется нагрузка. Помимо занятий,
в течение дня в комплексе проводятся различные виды закаливания, утренняя гимнастика,
прогулки, подвижные игры и т.д., где находят свое применение инновационные
здоровьесберегающие технологии:
Технология сохранения и стимулирования здоровья (динамические паузы, подвижные
и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная
гимнастика, гимнастика корригирующая, ортопедическая гимнастика);
технология обучения здоровому образу жизни (игротренинги и игротерапия,
коммуникативные игры, самомассаж, точечный массаж);
коррекционные технологии (технология музыкального воздействия, сказкотерапия,
технология воздействия цветом, технология коррекции поведения, психогимнастика,
пескотерапия).
Профилактические мероприятия, помимо воспитательского коллектива, проводятся
медицинской сестрой ДОУ и включают в себя:
осмотр детей во время утреннего приема;
антропометрические замеры;
анализ заболеваемости 1 раз в месяц, в квартал, 1 раз в год;
ежемесячное подведение итогов посещаемости детей;
лечебно-профилактические мероприятия; организация проведения профилактических
прививок
диспансеризация детей, осмотр детей узкими специалистами детской поликлиники.
Педагогический коллектив ДОУ уделяет должное внимание закаливающим процедурам,
которые подходят для детей всех групп здоровья, а это щадящие методы закаливания: игровая
оздоровительная гимнастика после дневного сна, включающая релаксационную и дыхательную
гимнастику, упражнения на профилактику плоскостопия и нарушений осанки у детей;
полоскание зева кипяченой водой, контрастные воздушные ванны, хождение босиком по
«дорожке здоровья», утренний прием на свежем воздухе, витаминизированное питье и др.
В целях предупреждения распространения заболеваемости среди воспитанников ДОУ ежегодно в осенне-зимневесенний период проводятся санитарно-профилактические мероприятия по предупреждению и профилактике ОРВИ, Covid19, гриппа, а также систематическая просветительская работа с родителями воспитанников по вопросам вакцинации детей и
употреблению противовирусных препаратов в период подъема заболеваемости.
№
п.п
1.
Содержание
Группа
Оптимизация режима
Периодичность
выполнения
Ответственные
1.1
Организация жизни детей в соответствии с возрастными
особенностями, согласно,
утверждённого режима пребывания детей во всех
возрастных группах на тёплый и холодный период года.
Создание комфортного режима.
Группы всех
возрастов
1.2
Заполнение листов адаптации при поступлении детей в
детский сад
Воспитатели
Педагог-психолог
1.3
Организация прогулки 2 раза в
день: первая половина дня и вторая половина дня
Первые группы
Ежегодно
раннего
возраста.
Группы всех
Ежедневно.
Исключения из-за климатических
возрастов
Группы всех
возрастов
Ежедневно – 1 раз
Воспитатели
Группы
Ежедневно
Воспитатели
Группы
Ежедневно
Повара
Воспитатели
Младшие
воспитатели
1.4
1.5
1.6
Организация дневного сна в соответствии с возрастными
особенностями, согласно,
установленного режима
пребывания во всех возрастных группах
Организация НОД в соответствии с
СанПИН, обязательное проведение физкультминутки в
середине НОД
Организация пятиразового питания:
1 завтрак, 2 завтрак, обед, полдник, ужин
Ежегодно
Старший воспитатель
Воспитатели
Старшая медсестра.
Воспитатели
условий: сильный ветер – более7 м/с,
температура воздуха ниже минус 15 градусов,
проливной ливень, сильная гроза
2.
Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа
2.1
Организация занятий по
физическому развитию детей 3 раза в неделю: 2раза –
физкультурный зал, 1 раз – улица
(спортивная площадка)
Группы
Ежегодно
2.2
Организация бесед с детьми по экологическому
воспитанию
Группы
младшего и
старшего
дошкольного
возраста.
Согласно плана
воспитателя
Старший воспитатель
Воспитатели
Инструктор по
физической
культуре
Воспитатели
2.3
Организация утренней гимнастики. Холодный период года – Группы.
физкультурный зал.
Тёплый период года – улица.
Ежедневно
Воспитатели,
Музыкальный
руководитель
Инструктор по
физической культуре
2.4
Организация подвижных игр,
спортивных упражнений, эстафет, соревнований,
оздоровительного бега в группах и на прогулке.
Группы
Ежедневно
Воспитатели
Инструктор по
физической культуре
Организация воздушных ванн в режимные моменты.
Самомассаж, гимнастика после сна, корригирующая
гимнастика.
Организация водных процедур (умывание, мытьё рук
перед приёмом пищи и по мере загрязнения) в режимные
моменты.
Обливание ног перед дневным сном – тёплый период года.
Ходьба босиком. Ходьба по ребристой доске и доске
нестандартного типа с целью закаливания и профилактики
плоскостопия.
Использование релаксационных
пауз:
- минутки тишины
- музыкальные паузы
- игры забавы.
Группы
Ежедневно
Воспитатели
Группы
Ежедневно
Воспитатели
Инструктор по
физической культуре
Группы.
Июнь, июль, август
Ежедневно
Воспитатели
Группы
Ежедневно
Воспитатели
2.5
2.6
2.7
2.8
Мероприятия по организации режима работы ДОУ в условиях коронавирусной инфекции
3.1
Ежедневна организация проведения профилактических
мер против гриппа и вирусных заболеваний:
- использование рецеркулятора,
- систематическое проветривание,
- влажная уборка.
Группы
В осенний и весенний период
Воспитатели
Младшие воспитатели
3.2
Обеспечение полноценного, рационального, здорового
питания:
- использование в меню детей фрукты, овощные салаты,
фруктовые соки, кисломолочные продукты и т.д.
Группы
Ежедневно
Шеф-повар
(Заведующий
производством)
3.3
Исключить общение воспитанников из разных групп, в том
числе при проведении прогулок (в случае введения
ограничительных мероприятий).
Группы
Ежедневно
Воспитатели
3.4
Группы
Закрепить за каждой группой групповую комнату,
организовав обучение и пребывание в строго закрепленном
за каждой группой помещении, за исключением
занятий, требующих специального оборудования
(спортивный зал, музыкальный зал). (в случае введения
ограничительных мероприятий).
Исключить проведение массовых мероприятий с участием Группы
групп, а также массовых мероприятий с привлечением лиц
из иных организаций. (в случае введения ограничительных
мероприятий).
Ежедневно
Воспитатели
Ежедневно
Воспитатели
Группы
Ежедневно
Воспитатели
3.5
3.6
Сократить
количество
проводимых
совещаний,
семинаров, конференций в дошкольном образовательном
учреждении. (в случае введения ограничительных
мероприятий).
4.
Мероприятия по мониторингу состояния здоровья сотрудников и воспитанников.
4.1
Ежедневное проведение входного фильтра: при
Все
установлении повышенной температуры тела у сотрудника сотрудники
предпринимаются следующие меры: оповещается
заведующий ДОУ, издается
приказ об
отстранении сотрудника от работы. Данный работник
направляется домой для вызова врача на дом.
Организация проведения утреннего фильтра детей с
обязательным измерением температуры тела и занесением
результатов журнал утреннего фильтра воспитанников.
При температуре у воспитанника37,1°С и выше, наличии
иных признаков ОРВИ ребенок направляется
вместе с родителем (законным представителем) домой для
вызова врача на дом. При необходимости воспитанник на
время прибытия родителей (законных представителей)
изолируется в помещении медицинского блока. Исключить
скопление детей и их родителей (законных представителей)
при проведении "утреннего фильтра".
4.4
Ежедневно
Сотрудники ДОО
Ежедневно
Воспитатели
5.
Мониторинг уровня физического развития и состояния здоровья детей
5.1
Диагностика физической
подготовленности детей
5.2
Мониторинг физического развития детей
(рост, вес, группа здоровья)
5.3
Ведение журнал заболеваемости во всех
возрастных группах
5.4
2 младшая
группа,
Средняя
Старшая
подготовитель
ная
Дети:
3 лет
4 лет
5 лет
6 лет
7 лет.
Группы
2 раза в год: начало и конец года
Старший
воспитатель
Воспитатели
Согласно исполнения
дня рождения ребёнка в
соответствии с
данными возрастными
категориями.
Старший
воспитатель
Воспитатели
Заполнение журнала на
основании
Медицинского заключения.
Воспитатели
Утренний фильтр (определение
состояния здоровья детей)
Группы
Ежедневно.
Воспитатели
5.5
Заполнение медицинской карты
Группы
По мере
необходимости.
Старшая медсестра
6.
Взаимодействие с родителями и социальными институтами.
6.1
Организация родительских
собраний посвящённых
сохранению и укреплению здоровья детей.
Информационная и наглядная
пропаганда о ЗОЖ:
- на стендах во всех возрастных группах, в фойе,
папки
передвижки, стенгазеты.
Консультации, беседы, практикумы
с родителями по оздоровлению детей, используя
современные методы и приёмы.
Активное участие родителей в
семейных спортивных праздниках.
6.2
6.3
6.4
Группы
Согласно, плана
воспитателя.
Воспитатели
Группы
Систематическое
Старший
воспитатель,
Воспитатели
Группы
По мере
необходимости.
Педагоги ДОУ
Группы
младшего и
старшего
дошкольного
возраста
Согласно планов
проводимых мероприятий.
Педагоги ДОУ
7.
Повышение компетентности педагогов в вопросах укрепления и сохранения здоровья детей.
7.1
Проведение педагогических
советов на тему «Сохранение и укрепление
здоровья детей их физического развития через
совместную деятельность с семьями воспитанников
в условиях коронавирусной инфекции
Организация выставок
методической литературы на тему
«Эффективные формы физкультурно –
оздоровительной работы с детьми» (Опыт работы
педагогов)
Самообразование педагогов по реализации
физкультурно–оздоровительного направления в
ДОУ.
7.2
7.3
Педагоги ДОУ
Педагоги ДОУ
Согласно годовому плану
Педагоги ДОУ
Модель двигательного режима в МАДОУ «Детский сад № 29 «Даренка»
Первая группа
раннего возраста
Подвижные игры во время приёма Ежедневно3детей
5 мин.
Ежедневно3Утренняя гимнастика
5 мин.
Физкультминутки
1,5 – 2 мин.
Музыкально – ритмические
НОД по муз.
развитию 8-10
движения.
мин.
Непосредственная образовательная 2-3 раза в неделю
деятельность
по
физическому 10 мин.
развитию (2 в зале, 1 на улице)
Подвижные игры:
Ежедневно
не
- сюжетные;
менее двух игр по
- бессюжетные;
5-7 мин.
- игры-забавы;
- соревнования, эстафеты и др.
Ежедневно35 мин.
Ежедневно35 мин.
2-3 мин.
НОД по муз.
развитию 15 мин.
Ежедневно5-7
мин.
Ежедневно5-7
мин.
2-3 мин.
НОД
по муз.
развитию 20 мин.
Ежедневно710 мин.
Ежедневно710 мин.
2-3 мин.
НОД по муз.
развитию 25 мин.
Подготовительная к
школе группа
Ежедневно1012 мин.
Ежедневно1012 мин.
2-3 мин.
НОД по муз.
развитию 30 мин.
3 раз в неделю 15
мин.
3 раза в неделю 20
мин.
3 раза в неделю 25
мин.
3 раза в неделю 30
мин.
Ежедневно не менее
двух игр по 5-7 мин.
Ежедневно не менее
двух игр по 7-8 мин.
Ежедневно не менее
двух игр по 8-10 мин.
Ежедневно не менее
двух игр по 10-12 мин.
Ежедневно35 мин.
Ежедневно5
мин.
Ежедневно6
мин.
Ежедневно7
мин.
Ежедневно8
мин.
Ежедневно,
сочетая
упражнения по
выбору 3-5 мин.
Ежедневно, сочетая Ежедневно,
сочетая Ежедневно,
упражнения по
упражнения по
упражнения
выбору 3-5 мин.
выбору 6-8 мин.
выбору
8-10 мин.
сочетая Ежедневно,
по
упражнения
выбору
10-15 мин.
Содержание деятельности
Оздоровительные мероприятия:
- гимнастика пробуждения
- дыхательная гимнастика
Физические упражнения и игровые
задания:
- артикуляционная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- зрительная гимнастика.
Физкультурный досуг
Спортивный праздник
Самостоятельная двигательная
деятельность детей в течение дня
Младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
сочетая
по
1 раз в месяц по
1 раз в месяц по
1 раз в месяц по
1 раз в месяц по
1 раз в месяц 30–
10-15 мин.
10-15 мин.
15-20 мин.
25-30 мин.
35мин.
2 раза в год по
2 раза в год по
2 раза в год по
2 раза в год по
2 раза в год
10-15 мин.
10-15 мин.
15-20 мин.
25-30 мин.
по 30-35 м.
Ежедневно. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей.
Проводится под руководством воспитателя.
Модель закаливания детей дошкольного возраста
фактор
мероприятия
место в режиме дня
вода
полоскание рта
после каждого приема
пищи
полоскание горла с
эвкалиптом
обливание ног
после дневной прогулки
облегченная одежда
Перед и после каждого
приема пищи, после
проулки
в течении дня
одежда по сезону
на прогулках
Умывание, мытье рук
воздух
после обеда
прогулка на свежем
воздухе
утренняя гимнастика
на воздухе
физкультурные
занятия на воздухе
воздушные ванны
после занятий, после
сна
ежедневно 3
раза в день
осень, весна
ежедневно
июнь-август
ежедневно
ежедневно
ежедневно, в
течение года
ежедневно, в
течение года
ежедневно, в
течение года
-
июнь-август
-
в течение года
после сна
на прогулке
выполнение режима
проветривания
помещения
периодичность
по графику
ежедневно, в
течение года
июнь-август
ежедневно, в
течение года
дозировка
2-3
года
50-70 мл воды
t воды +20
50-70 мл р-ра нач.t
воды +36 до +20
нач.t воды +18+20
20-30 сек.
t воды +28+20
3- 4
года
4-5
лет
+
+
+
5-6
лет
6-7
лет
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
-
+
+
+
+
+
-
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
от 1,5 до 3часов, в
зависимости от
сезона и погодных
условий
в зависимости от
возраста
10-30 мин., в
зависимости от
возраста
5-10 мин.,в
зависимости от
возраста
6 раз в день
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
солнце
рецепторы
дневной сон с
открытой фрамугой
-
бодрящая гимнастика
после сна
ежедневно, в
течение года
дыхательная
гимнастика
во время утренней
зарядки, на
физкультурном занятии,
на прогулке, после сна
ежедневно, в
течение года
дозированные
солнечные ванны
на прогулке
босохождение в
обычных условиях
пальчиковая
гимнастика
контрастное
босохождение (песоктрава)
самомассаж
массаж стоп
(профилактическая
гимнастика)
в течение дня
в первую половину дня
в теплый период
июнь-август
с учетом погодных
условий
t возд.+15+16
3-5 упражнений
с 9.00 до 10.00 ч.
по графику до 25
мин. до 30 мин.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
ежедневно, в
течение года
3-5 мин
+
+
+
+
+
ежедневно
5-8 мин
+
+
+
+
+
+
+
+
+
после сна
июнь-август
с учетом погодных
условий
в течение года
2 раза в неделю
+
+
перед сном
в течение года
1 раз в неделю
+
+
на прогулке
от 10 до 15мин