16.10.2021
«Игра
— путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
Максим Горький
На современном этапе в
связи с принятием нового закона об образовании, с введением в действие
Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) обозначились
приоритеты в деятельности дошкольного образования.
ФГОС поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие
методики и технологии переводятся на игровой уровень,
в котором дидактический компонент находится в
игровой оболочке.
ФГОС помогает найти уникальный баланс между игрой и обучением. Ведь воспитание, обучение и развитие
через игру научат ребёнка умению свободно общаться в коллективе сверстников,
комфортно проживать в социуме.
Таким образом, становится актуальным вопрос о повышении
игровой компетенции воспитателя. Данное
понятие является базовой составляющей квалификации дошкольного педагога.
Прежде всего, это – креативность и развитое воображение:
умение придумать сюжет, по-новому увидеть привычную ситуацию, придать новое
значение знакомым предметам, преодолеть сложившиеся стереотипы. Дошкольный
педагог сам должен уметь играть и заражать детей своей эмоцией! Для этого нужны
специфические личные качества: открытость, артистичность, эмоциональная
выразительность и – что особенно важно – серьезное отношение к игровой
ситуации. Играющий верит в созданную им ситуацию и живет в ней!
Еще одно важное
качество воспитателя, способствующее игре, – тактичность и чуткость. Игрой нельзя управлять директивно, давая
указания и контролируя действия детей. Здесь важно быть непосредственным
участником действия, удерживая в то же время общий план и замысел. Самый важный
и тонкий момент при руководстве игрой – это соблюдение меры собственной
активности, понимание того, когда нужно взять на себя ведущую роль, когда
подыграть детям, а когда «уйти в сторону» и ограничиться скрытым наблюдением.
Поддержка игры предполагает косвенное, не директивное руководство. Здесь
недопустимы как авторитарная позиция взрослого, так и его полное устранение от
игры детей.
И конечно, для
дошкольного педагога важно знание
разнообразных игр – фольклорных, народных и современных. Такие игры
представляют особый пласт культуры, адресованный детям и несущий в себе
серьезный развивающий потенциал. Посредником в передаче этой культуры детям
должен выступить, прежде всего, дошкольный педагог.
Перечисленные качества
и способности должны стать необходимой составляющей игровой компетенции
воспитателя, поскольку они лежат в основе игровой компетентности. Без игровой
компетентности педагога невозможна развитая игра детей!!!
Таким образом, дошкольное
детство будет являться периодом наиболее стремительного развития ребенка, если:
- игра будет совместной
деятельностью педагога и детей;
- игра станет подлинным
средством творческой самореализации ребенка, в полной мере выполняя свои развивающие
функции, и будет свободной от навязанной взрослым «сверху» тематики и
регламентации действий. Педагог должен быть не индикатором, а «играющим
партнером»;
- ребенок будет иметь
возможность овладевать все более сложным «языком», способами осуществления
игры, увеличивающими свободу реализации его замыслов.
Старший
воспитатель Горшкова К.В.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.10.2021
Дата обновления: 16.10.2021
Дата публикации: 16.10.2021