Рекомендации родителям «Как рассказать детям о Блокаде Ленинграда»
26.01.2022
«У того, кто не
помнит своей истории – нет
будущего» А. С. Пушкин
Очень важно
приобщать ребенка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому
наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому
детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Чувство патриотизма
так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими
словами.
Нужно ли рассказывать детям о войне, о Блокаде Ленинграда? Да, нужно! И
нужно для того, чтобы в ребенке развить чувство гордости за свою Родину, за
свой город; воспитать уважение к подвигу жителей и защитников нашего города в
тяжелые дни Блокады, чтобы священная память о блокаде и дальше хранила,
удерживая Россию в истории, чтобы наши дети росли настоящими Людьми,
Гражданами, Патриотами России.
В том, что рассказывать нужно – нет никаких сомнений. А вот
когда начинать такой непростой разговор, что сказать, а что оставить «за
кадром» — в этом родителям следует полагаться на свой опыт.
Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Его нужно
воспитывать с раннего детства, взращивать, культивировать. И без помощи
взрослых ребенок не сможет выделить из окружающей его жизни главное, расставить
приоритеты, правильно настроить чувства. Не страшно, и даже неплохо, если
ребенок немного поплачет, слушая рассказы о мальчике, погибшем на глазах у
матери или о солдате, бросившемся с последней гранатой под фашистский танк.
Такие эмоции не расстраивают нервную систему ребенка, они являются началом
патриотических чувств.
Как правило, первый раз родители в общих чертах говорят о
войне с четырёх — пятилетними детьми, но, разумеется, главным индикатором
должен служить интерес самого ребенка к этой теме.
Какие найти слова, чтобы поведать дошкольнику о страданиях
молодых ребят, ставших впоследствии героями? Как донести суть происходившего в
те далекие годы грамотно и вызвать в маленькой душе чувство гордости,
сострадания, почитания, патриотизма?
·
Рассказывайте об известных и
значимых событиях войны. Задача родителей – не напугать ребенка, а просветить.
Говоря о блокаде Ленинграда, не надо вдаваться в подробности, достаточно будет
сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было
доставить еду, и жители города вынуждены были голодать.
·
Читайте
детям известные произведения: «Мальчиш — Кибальчиш» А.П. Гайдара, «Сын полка» В.П. Катаева, « Как Сережа на войну ходил». Ю.Яковлева
Пронзительная сказка о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну
собственными глазами. И повел его по военной дороге никто иной, как родной
дедушка... погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход – ведь война не
прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость.
"Твои защитники" Л.Кассиля; «Вот как это
было» Ю.П.Германа Повесть написана от имени маленького
героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии - в произведении
нет ни одного слова, которое выходило бы за границы Мишкиного понимания; «Арбузный
переулок» В.Ю. Драгунского (в кн. "Денискины рассказы"). Отец
рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве; "День Победы" С.Михалкова
и другие.
Конечно, это не все произведения, которые можно прочитать с детьми дошкольного
возраста. Но ясно одно – говорить о Блокаде Ленинграда, о войне, читать о ней не
только следует, но и необходимо. Важен, прежде всего, тот смысл, те ценности,
которые с детства будет усваивать растущий человек с помощью нас – взрослых, и
над которыми он будет думать если не сейчас, то впоследствии. Учите с ними
стихи наизусть.
·
Смотрите вместе с детьми фильмы
военной тематики, военный парад, концерты военной песни. Сходите вместе с
ребенком на акцию «Бессмертный полк». Наличие единомышленников сближает и
помогает глубже окунуться в военную эпоху.
·
Расскажите о ваших воевавших предках,
поведайте истории высочайшего героизма солдат на этой Священной войне. Если
есть возможность, познакомьте ребенка с ветеранами, детьми блокадного
Ленинграда. Пусть он услышит рассказы очевидцев – они производят совсем другое
впечатление.
·
Расскажите о детях Великой
Отечественной войны. Ребенку постарше стоит рассказать о знаменитом дневнике
Тани Савичевой. Этот дневник представляет собой скупые записи двенадцатилетней
девочки, переживающей блокаду в Ленинграде, и содержит, фактически, только
перечень смертей в ее семье. Последняя запись в нём: «Савичевы все умерли,
осталась одна Таня». Рассказы про взрослых и даже про юных выпускников,
вынужденных сражаться на войне, могут звучать для ребенка абстрактно, тогда как
история девочки, близкой ему по возрасту, не может не задеть за живое.
·
Посетите с ребенком памятные места
города. Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме войны, блокады покажите ему
существующие вокруг него свидетельства прошлого. Вы можете показать ребенку
мемориалы, памятники, отвести его к Вечному огню, возложить цветы, рассказать,
что он всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на войне.
Всё вместе это сложится в общую картину и понимание,
осознание ребёнком своей принадлежности к Великой истории, вызовет чувство
гордости за своих предков и стремление быть достойным их.
Воспитатели группы
«Звездочки» Астраханцева Л. А., Симонова Т.Н.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.01.2022
Дата обновления: 27.01.2022
Дата публикации: 26.01.2022