16.01.2024
Стремительное
развитие информационных технологий приводит к снижению возрастной планки юных
пользователей компьютеров. В наше
время практически в каждой семье есть компьютер, планшет или смартфон.
Разнообразные гаджеты прочно вошли в нашу жизнь. Подавляющее
большинство дошкольников уже владеют основными навыками общения с компьютерной
техникой. Это общение начинается с компьютерных игр, которые привлекают
детей, и они все чаще и чаще стремятся к экрану монитора, нежели к своим собственным
реальным игрушкам.
Остается лишь вопрос – как относиться к
данной тенденции?
Общеизвестно,
что дошкольный возраст – это период, когда фактически складывается личность
ребенка. Именно игра, возникающая по инициативе ребенка, и является
ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Игра определяет формирование
основных новообразований и способствует наряду с другими
деятельностями становлению базисных характеристик личности ребенка. В
процессе ее дети свободно экспериментируют, используя свои знания об
окружающем мире. Они самостоятельно выбирают тему игры, подбирают игровой
материал, ставят и решают игровые задачи в соответствии со своими собственными
замыслами. Именно это и развивает личность ребенка. Игра – это всегда спонтанность,
непредсказуемость, активное опробование себя и предмета игры. Она не должна
быть запрограммированной, соответствовать обязательным правилам или строгому
плану. Разыгрывание запланированных в компьютерной игре сюжетов и прямая
организация игровых ситуаций не является игрой в полном смысле этого слова и не
оказывает необходимого развивающего эффекта.
Влияние
компьютерных игр на ребенка
Прежде чем мы рассмотрим плюсы и минусы
компьютерных игр, давайте ознакомимся с классификацией компьютерных игр, предложенной
Р.Е. Радеевой и Е.О. Смирновой, которая основывается на общепринятом делении
игр по содержанию и действиям играющего.
Вид игры |
Описание |
1.
Головоломки и традиционные игры, перенесенные на компьютер. |
Группа
этих игр разделена на статические и динамические. Первые – это в большинстве
своем традиционные, адаптированные для компьютера, а также специально
созданные новые компьютерные игры. Динамические же игры и головоломки
направлены на развитие логического мышления и сообразительности. В них развиваются
также скорость реакции, умение оперативно оценивать изменяющуюся обстановку
игры. |
2.
Аркады (платформеры). |
Их
задача – управление движением героя игры и проведение его через
последовательность лабиринтов, препятствий и т. п. Положение играющего может
быть описано как позиция «вне ситуации». Характер героя не персонифицирован,
его особенности не выделены и не имеют значения для игры. Герой может быть
заменен без изменения смыслового значения игры. Ролевое поведение невозможно
из-за отсутствия в ней смыслового плана. |
3.
Стратегии. |
Характеризуются
прежде всего четким положением играющего над игровой реальностью – это, как
правило, моделирование процессов управления, командования. Роль в стратегиях
вводится в начале игры как обозначение позиции, занимаемой играющим. Она
изменяется с развитием объекта, но изменяются только титул (должность) и
полномочия, т. е. возможности играющего. В такой игре не отражена система
человеческих отношений, хотя действие является обобщенным, сокращенным и
отражает логику реальной деятельности человека. Важно отметить, что для детей
дошкольного возраста более характерны игры с элементами стратегии. |
4.
Симуляторы. |
Их
основное отличие в том, что играющий находится внутри ситуации. Здесь, кроме
скорости реакции и сенсомоторной координации, становятся значимыми образная
память и ориентация в трехмерном пространстве, а также конкретные навыки,
соответствующие моделируемой реальности. |
5.
Игры-повествования. |
Они
представляют собой игры с непрерывным развивающимся сюжетом. Их можно
определить как интерактивное кино или мультфильм, где разворачивающееся на
экране действие требует непосредственного вмешательства играющего. Действие
отделено от играющего и передается им герою. |
Приведенная классификация представляется
наиболее удачной, поскольку в ней достаточно подробно описаны типы
компьютерных игр; каждый представленный вид компьютерной игры можно
охарактеризовать с точки зрения роли; перечисленные виды компьютерных игр
рассчитаны на детей дошкольного возраста и старше. Однако важно
заметить, что данная классификация включает в себя не все виды компьютерных
игр. В этой связи представляется важным ее дополнить.
Во-первых, в ее состав необходимо включить
обучающие игры. Они представляют содержание различных предметных
областей в наглядной форме, благодаря чему ребенок гораздо успешнее овладевает
материалом. Более того, наглядность материала варьируется в зависимости от
уровня развития ребенка. Специально разработанные обучающие компьютерные игры,
соответствующие возрасту ребенка и его уровню развития, обеспечивают поэтапное
формирование его пространственных представлений. Однако для благоприятного
развивающего воздействия необходимо учитывать следующие условия.
1.
Организация
совместной деятельности как взрослого с ребенком, так и детей между собой.
Такой процесс обучения становится более продуктивным, поскольку дети лучше
усваивают способы выполнения задач. Наиболее удачным является попарное
объединение детей.
2.
Введение
соревновательных моментов отрицательно сказывается на обучении, так как многие
дети излишне волнуются и попадают в стрессовую ситуацию.
3.
Для
фиксации внимания детей на полученных результатах целесообразно использовать
нейтральные по своему влиянию способы – веселая и грустная мелодия, смеющееся и
печальное личико и т. п.
Во-вторых, в предложенной классификации не
указаны развивающие игры, которые формируют у детей произвольное
запоминание, внимание и зрительно-моторную координацию. Происходит развитие
высших психических функций – восприятия, памяти, мышления и речи.
Польза
компьютерных игр
Использование
компьютерных игр для развития дошкольников, безусловно, имеет ряд достоинств.
1.
Вызывает интерес;
2.
Несет
в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
3.
Движения,
звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
4.
Проблемные
задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером
являются стимулом познавательной активности детей;
5.
Предоставляет
возможность индивидуализации обучения, ребенок сам регулирует темп и
количество решаемых игровых обучающих задач;
6.
В
процессе деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в
себе, в том, что он многое может;
7.
Позволяет моделировать такие жизненные ситуации,
которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье,
неожиданные и необычные эффекты);
8.
играя
в компьютерные игры, ребенок учится планировать и прогнозировать результат
своих действий;
9.
Компьютер
очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он
сам исправит их.
Вред компьютерных игр
Нерегламентированное
использование компьютерных игр, а также игры не по возрасту ребенка, негативно
влияют на психику и организм ребенка:
1.
вытеснения
компьютерными играми реальной игры из жизни дошкольника;
2.
подавляются
все виды активности;
3.
возникают
проблемы с речью;
4.
повышается
уровень тревожности;
5.
затруднено
формирование коммуникативных навыков в реальной жизни и гуманных отношений к
людям, животным;
6.
обучаются
агрессивному поведению;
7.
при
столкновении с насилием в реальности дети затрудняются быстро и правильно
среагировать;
8.
характерно
некритичное восприятие информации, неразвитость механизмов личностной рефлексии
саморегуляции;
9.
Возникает компьютерная зависимость.
Признаки
компьютерной зависимости
·
Ребенок
ест, пьет чай, занимается у компьютера;
·
Приходит
домой – и сразу к компьютеру;
·
Забыл
поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось);
·
Испытывает
эйфорию, хорошо себя чувствует за компьютером, и наоборот, ощущает пустоту,
раздражение, когда вынужден заниматься чем-то другим или лишен телефона/компьютера;
·
Увеличивает
время, проводимое за компьютером, в ущерб реальной жизни и другим занятиям –
прогулкам, домашним делам и т. д. полностью или частично теряя к ним интерес;
·
Не
знает, чем себя занять, не может себя организовать вне занятий с компьютером, телефоном;
·
Вступает
в конфликт с близкими людьми из-за своей деятельности, это ведет ко лжи
относительно того, что он делает;
·
Возникают
истерики на почве ограничений времяпрепровождения в компьютере, выборе игр,
особенно если раньше это не контролировалось;
·
Предвкушает
следующий сеанс жизни в виртуальной реальности, что также поднимает настроение
и захватывает.
Исходя из всего вышесказанного, полностью
исключать компьютерные игры из жизни ребенка не стоит. но необходимо
помнить, что есть определенные правила, которые нужно соблюдать, при
использовании компьютерных игр.
1.
согласно
гигиеническим требованиям к организации работы детей и подростков с компьютером
детям 3–7 лет можно проводить за компьютером не более 10–15 минут в день, чтобы
не было пагубного воздействия на формирующуюся нервную систему ребенка.
2.
Компьютерные
игры должны соответствовать возрасту и иметь определенные требования.
Требования к
компьютерным играм
·
В
игре должна быть текстовая информация о ходе и правилах игры;
·
Функции
разъяснения должны выполнять специальные символы или звуковые сигналы,
подсказывающие ребенку последовательность и правильность действий;
·
Могут
использоваться буквы и отдельные слова, написанные буквами больших размеров,
больше, чем традиционный шрифт компьютера;
·
Изображения
на экране должны быть достаточно крупными, обобщенными, без мелких отвлекающих
деталей;
·
Темп
движений и преобразований на экране должен быть не слишком быстрый, а
количество решаемых игровых заданий регулируется самим ребенком;
·
В
обучающих играх используются правильные ответы, доступные дошкольникам;
·
Нежелательно
применение системы оценок в баллах;
·
Лучше,
если программа имеет логическое завершение (построен дом, нарисован рисунок).
Если вы решили
открыть для ребенка мир компьютерных игр, начинать стоит со среднего
дошкольного возраста. Однако бывают ситуации, когда ребенок в силу определенных
обстоятельств, занятости родителей либо активно проявляемого им интереса к
компьютерным играм начинает взаимодействовать с компьютером в более раннем
возрасте, тогда стоит подбирать игры с учетом его возраста, содержания игры и
индивидуальных психологических особенностей самого ребенка.
В младшем
дошкольном возрасте
стоит отдать предпочтение играм, направленным на развитие восприятия. Игры
этого жанра получили широкое распространение, поэтому нет необходимости
рекомендовать конкретные. Можно предложить игры, в которых необходимо собрать
целостную картину из нескольких элементов, ориентируясь на образец, либо найти
два одинаковых предмета, разложить фигуры разных цветов и размеров по местам.
Это развивает не только восприятие цвета, размера и формы предметов, но и
мышление ребенка.
Для детей среднего
и старшего дошкольного возраста (от 4 до 6–7 лет) рекомендуются
разнообразные игры, в которых при помощи курсора можно нарисовать любую фигуру
или даже картину. Можно попросить ребенка придумать название для нарисованной
картинки, населить ее определенными персонажами и вместе придумать про них
какую-нибудь историю. Особенно хороши для этого специальные игры (драматизации),
в которых нарисованные персонажи могут оживать и воспроизводить придуманные
действия, как в мультфильме. Сразу необходимо сделать оговорку: это ни в коем
случае не те игры, в которых нужно создать игровой персонаж (выбрать внешность,
одежду и пр.) и действовать согласно игровому сценарию, чтобы затем появилась
возможность добавить своему персонажу игровые предметы или способности. Это
своеобразное «замещение Я» более «крутым» образом, который действует в рамках
предлагаемых программой задач. Такого вида игры ни в коем случае не
рекомендуются дошкольникам, потому что игровые задачи они должны ставить
самостоятельно. В этой связи бесспорным преимуществом игр-драматизаций над
традиционными игровыми компьютерными программами выступает тот факт, что они не
подавляют и не деформируют сферу целеобразования ребенка: здесь все игровые
задачи ребенок ставит себе сам, а не выбирает их из предложенных и тем более не
подчиняется каскаду задач, которые ставит перед играющим программа, превращая
игрока в послушного исполнителя замыслов ее разработчиков. Ребенок ставит себе
игровые задачи сам точно так же, как он делает это в традиционных сюжетных
самодеятельных играх, и поэтому такие компьютерные игры не искажают специфику
дошкольной игры и не уничтожают ее подлинно развивающей сути. В процессе
игр-драматизаций также происходит и развитие ролевых диалогов и бесед, что
особенно важно для детей среднего дошкольного возраста. Взрослым следует
поощрять любые ролевые высказывания детей, а если они не могут придумать
самостоятельно сюжет, необходимо им помочь, включившись в ролевую беседу. Для
детей этого возраста подойдут развивающие и обучающие игры, направленные на
познавательное развитие ребенка. В качестве примера можно привести серию игр на
развитие памяти, логики, навыков чтения и счета, а также изучение иностранных
языков «Баба Яга». Их достоинство проявляется в следующем: • во-первых, их
герой – популярный персонаж детских сказок; • во-вторых, игры этой серии
основаны на методике опережающего обучения; • в-третьих, здесь используются
красочная мультипликация и анимация. Эти игры озвучены известными актерами, в
них используются стихи популярных детских авторов. Данная серия сделана в виде
игры-повествования с элементами стратегии, аркад и головоломок. В ней
сочетаются как ролевые, так и неролевые формы игры. Возможно, что
ребенку-дошкольнику поначалу справиться с ними будет сложно, поэтому играть
необходимо вместе с ним: то, что ребенок пока не может сделать самостоятельно,
он сможет сделать вместе с взрослым. К тому же совместная деятельность
оказывает положительное воздействие не только на познавательное развитие
ребенка, но и на детскородительские отношения.
Таким образом, не
компьютер должен управлять деятельностью ребенка, предлагая ему задания, а,
наоборот, ребенку важно использовать компьютер как средство для решения
своих собственных задач развития. Именно поэтому хороши развивающие и
обучающие игры, игры-драматизации, рисовалки, головоломки и т. д. В первом
случае компьютер выступает исключительно как тренажер, а во втором позволяет
развиваться деятельности ребенка, обогащая его разными способами действий,
обогащая его опыт. Компьютер – обогащающий элемент развивающей предметной
среды. Он является средством, которое способствует развитию познавательной
активности дошкольников, созданию благоприятного эмоционального фона,
социализации личности, благодаря развитию регулятивных способностей (т. е.
подчинению правилам) и возможности коммуникативного взаимодействия в игре.
Компьютерные игры в современных условиях являются своеобразной формой освоения
окружающей действительности. Однако важно отметить, что они должны лишь
дополнять, а не замещать самодеятельные игры.
Литература:
·
Журнал «Психологическая наука и образование», 2012, №
2 Психология развития Е. В. Гуляева *, сотрудник
Научно-исследовательского института дошкольного образования им. А. В.
Запорожца, Ю. А. Соловьева **, младший научный сотрудник
Научно-исследовательского института дошкольного образования им. А. В. Запорожца
«Компьютерные игры в жизни дошкольников».
·
Обучающий курс «Информационная безопасность
дошкольника» Ю.А. Афонькина, кандидат психологических наук, зав. кафедрой
специальной педагогики и специальной психологии Мурманского арктического
государственного университета.
·
https://www.youtube.com/watch?v=Qo93Jtso0k8
С
уважением, педагог-психолог Елена Витальевна Батракова
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.01.2024
Дата обновления: 16.01.2024
Дата публикации: 16.01.2024