10.05.2020
Война, неожиданно обрушившаяся на мирное население советских городов и сел предъявила свои требования к воспитательной работе детских садов.
Она
заставила в срочном порядке, на ходу разрушить многие вопросы дошкольной
методики: как уберечь психику ребенка от губительных потрясений, как
использовать события на фронте для воспитания у детей любви к Родине, как
развивать у них ненависть к фашистам.
Воспитатели, оставшиеся с детьми, не совершали подвигов. Они просто спасали
малышей, у которых отцы воевали, а матери стояли у станков. Большинство детских
садов во время войны стали интернатными, дети находились там днем и ночью. И
чтобы накормить детей в полуголодное время, охранить их от холода, дать им хоть
капельку уюта, занять их с пользой для ума и души - для такой работы необходимы
были огромная любовь к детям, глубокая порядочность и безграничное терпение.
Как жаль, что тихий подвиг воспитательниц и нянь военного времени так и не
оценен до сих пор по достоинству...
Долг воспитателей тех трудных военных лет сводился к тому, чтобы уберечь детей
от опасностей и волнений военного времени, создать такие условия , в которых
дети могут спокойно жить , нормально развиваться , забывая пережитое. Поэтому в
детских садах создавалась атмосфера родной семьи, в которой нуждался каждый
ребенок, нужно было окружить его материнской лаской, вниманием, заботой,
которая позволяла успешно влиять на детей, развивать у них нужные черты
характера и поведения.
Много
творческой инициативы проявляли воспитатели, чтобы всеми способами отвлечь
детей от тягот жизни и скрасит их существования. Они придумывали загадки,
изобретали разнообразные сюрпризы.
Дать детям радость, поднять жизненный тонус, вернуть им детский смех – это
способ отвлечения от тяжелой действительности с исключительной силой
реализовался путем проведения в детских садах праздников.
Воспитатели воспитывали детей на примерах беззаветной преданности и храбрости,
которую проявляли наши бойцы, освобождая Родину от фашистских орд. Дети росли в
героическую эпоху, которая запечалилась в их сознании, определит их отношение к
жизни. Потому вопрос о том, как познакомить детей с Великой Отечественной
войной в какой мере можно приблизить их происходящим событиям, интересовало и
волновало каждого педагога. Эта работа от воспитателей требовала большой
чуткости, вдумчивости и осторожности; необходимо было помнить о
впечатлительности маленького ребенка, его хрупкости, нервной системы, об
особенностях его мышления. Задача воспитателя состояла в том, чтобы, пользуясь
примером героизма, мужества, самоотверженного труда, развивать у детей к
Родине, влиять на их характер, возбуждать желание быть похожими на лучших людей
страны. Работая с детьми, чуткий воспитатель старался поменьше напоминать им о
войне, проводил с ними разнообразные игры, занятия, развлечения, чтобы дети
успокоились, отдохнули от пережитого.
С детьми разного возраста воспитатель проводил разную работу. Например: с
младшими дошкольниками – 3-4 летними малышами, воспитатели не проводили
специальных бесед о войне, хотя уже дети знали о войне и интересовались ею. Но
эта тема была слишком сложна и трудна для маленьких детей. Почти у каждого
ребенка на фронте был кто – то из родных, и среди детей часто возникали
разговоры о папах, о письмах, полученных от них, об их наградах. И конечно
воспитательница проявляла интерес, принимала участие в разговорах, радовалась
вместе со своими воспитанниками.
Во время прогулки воспитатель могла обратить внимание детей на красноармейцев,
которые проходили рядом с территорией детского сада. Во многие детские сады на
праздники приглашали бойцов. Малыши показывали им свои рисунки, дарили им свои
игрушки, расспрашивали о том, « как они бьют немцев» и торжественно обещали
помогать гнать врага. Рассказы бойцов воодушевляли детей, крепили в них и в
воспитателях веру в победу, любовь к родине.
Для малышей подбирались четкие, художественные картинки или фотографии,
изображающие летчиков, кавалеристов, стрелков, танкистов. С детьми разучивались
с малышами стихи и песни о красной армии, проводились игры « Летчики», «
Красноармейцы». Таким образом, удовлетворялся интерес маленьких детей к войне,
воспитывалась любовь к Красной армии, давались самые элементарные наглядные
представления.
Детей старшего дошкольного возраста – от 5 до 7 лет - знакомили в самой простой форме с некоторыми событиями войны. Им рассказывалось о победах наших войск, о подвигах, совершаемых бойцами, командирами, партизанами, о работе тыла в помощь армии, о тимуровцах, которые заботились о семьях мобилизованных. Выбор таких рассказов требовал от воспитателя чуткого внимания. Рассказ должен был быть простым, кратким и вместе с тем образным, занимательным. Тогда он будет понят детьми. Запомнится, глубоко повлияет на них. Некоторые рассказы сопровождались иллюстрациями, которыми служили и четкие и выразительные фотографии их газет и журналов.
Каждый
рассказ должен был построен так, чтобы создавать у детей бодрое настроение,
внушить уверенность в победе над врагом.
Кроме всего этого воспитатели всегда поддерживали инициативу детей в переписке
с фронтом. Отправка писем бойцам фронта производила на детей огромное
впечатление. Они рассказывали об этом дома, и многие матери приносили адреса
своих мужей. Так начиналась переписка всего коллектива детского сада с отцами
воспитанников.
Беззаветно и самоотверженно работали и заведующие детскими садами и
воспитатели, уборщицы и няни, и повара и завхозы. Молодые и старые, только что
начинающие работу - все были охвачены общим чувством: спасти детей, сохранить
им здоровье, сберечь их детство, возвратить им радость и беззаботный смех,
воспитать так, как требует страна, не упасть духом перед трудностями, устоять
перед лишениями, выполнять свою обязанность перед фронтом.
С гордостью и доблестью выполняли дошкольные учреждения свой священный долг.
Они не знали страха, не сомневались в победе, не дрогнули перед самыми тяжелыми
испытаниями.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.05.2020
Дата обновления: 10.05.2020
Дата публикации: 10.05.2020