28.01.2021
Экспериментирование как средство познавательной деятельности для дошкольников 3–4 лет
В возрасте трёх лет ребёнок испытывает один из кризисов личностного становления. Ребёнок жаждет проявлять самостоятельность, а сталкивается с гиперопекой взрослых или испытывает недостаток накопленных умений и навыков, чтобы быть независимым во всех видах деятельности. На занятиях в детском саду педагог помогает в создании новых отношений между ребёнком и взрослыми, в основе которых лежит элемент сотрудничества. Детям не передаётся опыт в готовой форме, а показывается возможность его получения.
Целью опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе является формирование и расширение представлений у детей об объектах окружающего мира через практические действия. Экспериментирование способствует активному развитию мыслительных способностей: наблюдая за объектами опыта, ребёнок анализирует, обобщает полученные сведения, сравнивает их, делает элементарные выводы. Исследовательские качества проявляются в различных режимных моментах (на занятиях, во время прогулок, в самостоятельной деятельности, дети 3–4 лет стремительно познают мир.
Картотека опытов и экспериментов.
-«Жидкая форма воды»
Опыты с изучением основных свойств воды: способности нагреваться, растворять вещества (соль, сахар, краски, принимать форму различных ёмкостей, выталкивать деревянные, резиновые, пластмассовые предметы. Игры-эксперименты: вылавливание игрушек из воды сачками, переливание воды на скорость из одного сосуда в другой при помощи черпаков, игры с водяной мельницей, брызгающими игрушками.
-«Твёрдая форма воды: лёд и снег»
Экспериментирование со снегом: наблюдение за процессом таяния снега, изучение свойств мокрого снега. Экспериментирование со льдом: наблюдение за таянием сосулек, изучение процесса замерзания воды. Игры-эксперименты: лепка снеговиков, рисование на снегу, создание ёлочных украшений или бус из льдинок, заливание горки для кукол.
-«Песок»
Экспериментирование с сухим песком: просеивание, рисование песчаной струйкой, игра с песочной мельницей, создание цветного песка (раскрашивание). Игры-эксперименты с влажным песком: лепка руками песочных пирожков, изготовление куличей при помощи формочек и ведёрок, выкапывание пещер и тоннелей. Действия с кинетическим песком: скатывание, лепка, разминание, выдавливание узоров.
-«Воздух»
Моделирование явлений: создание вихря при помощи кусочков бумаги и воздушной струи, бурунов в стакане с водой. Опыты по определению силы и направления ветра: наблюдения на улице с вертушками, султанчиками, флюгером, воздушным змеем, флажками, ветряной мельничкой. Экспериментирование по созданию мыльной пены, мыльных пузырей.
-«Объекты растительного мира»
Эксперименты с проращиванием семян, посадкой луковицы. Наблюдения за распусканием почек или бутонов на ветке дерева, окрашиванием белых цветов при погружении в цветную воду.
-«Ткани»
Экспериментирование с различными видами тканей для выявления их свойств: способность впитывать воду, мнётся или нет, прочная или рвётся.
-«Свет и тень»
Игры-эксперименты с солнечными зайчиками, разноцветными линзами, элементами театра теней. Экспериментирование с солнечным светом: изучение способности солнечных лучей нагревать поверхность предметов, способствовать активному росту растений.
-«Магнит»
Экспериментирование с магнитами и металлическими предметами (для этих опытов обязательно знакомство с техникой безопасности).
-«Опыты-фокусы»
В младшей группы эти опыты демонстрируются педагогом, некоторые из них могут повторить после просмотра воспитанники при соблюдении техники безопасности и под контролем взрослого.
-«Воздушный шарик и апельсин»: над шариком из апельсиновой цедры выжимается капля сока, шарик лопается.
-«Невидимые чернила»:лимонный сок и вода смешиваются из соотношения 1:1, ватная палочка смачивается в разведённом соке и ею на белом листе бумаге создаётся надпись или рисунок, которые не видны; когда бумага высохнет, её нагревают около электрической лампы, написанное становится видимым.
-«Лава в стакане»: стакан на 3/4 заполняется свекольным соком и на 1/4 растительным маслом; когда масло поднимется к поверхности, в стакан опускают шипучую таблетку.
-«Торнадо в бутылке»: пластиковая бутылка заполняется жидкостью на 2/3 и плотно соединяется со второй пустой бутылкой; круговыми движениями бутылку вращают и наблюдают за образованием торнадо.
-«Яйцо в бутылке»: горлышко стеклянной бутылки смазывают подсолнечным маслом и бросают в неё горящие кусочки бумаги; пока бумага горит, на горлышко бутылки кладётся сваренное вкрутую яйцо; когда огонь погаснет, яйцо окажется внутри бутылки.
Ccылка на видеоПросмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 30.01.2021
Дата обновления: 28.04.2022
Дата публикации: 28.01.2021