Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации».
Кто такие "Дети с ОВЗ"?
Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения.
Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
К детям с ОВЗ относятся такие дети:
1. Не слышащие или глухие и слабослышащие дети; незрячие, слабовидящие, а также дети с косоглазием.
2. Дети с тяжелым нарушением речи: к ним относится заикание, афазия алалия, ринолалия, тяжелые формы заикания.
3. К детям с ОВЗ относятся дети с нарушением опорно-двигательного аппарата , ДЦП.
4. Дети с задержкой психического развития (ЗПР) – на основе наблюдений педагог может выявить такого ребенка, если он не справляется с программой, а со стороны медиков идет полный контроль за ребенком с рождения.
5. Умственно отсталые дети, дети с нарушением эмоционально-волевой сферы.
К детям с ОВЗ не относим детей, которые плохо усваивают программу и не имеют отклонений в здоровье. Это может быть другая причиной: ребенок часто болеет, находится на домашнем режиме либо педагогически запущен.
Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Получение заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.
Даже в случае, если педагоги и психологи детского сада видят, что конкретный ребёнок нуждается в коррекционной помощи, семья обязана посетить ПМПК и получить заключение комиссии.
В детском саду обучаются дети с ОВЗ: с ТНР - 3 человека; с ЗПР - 1 человек.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Для сопровождения детей с ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи (ТНР); с задержкой психического развития (ЗПР) функционируетКабинет психо-речевого развития, где проводят занятия педагог-психолог, учитель-логопед. Кабинет оснащен необходимой мебелью: стенка для размещения учебных пособий с встроенным рабочим местом для педагога, учебная доска 1-1,5 м, зеркало для работы учителя-логопеда 60 см*1,5 м, детская регулируемая мебель – 5 столов, 10 стульчиков; методической литературой, коррекционно-развивающими играми, материалами для обследования детей, для проведения психокоррекционной и логопедической работы индивидуальной и подгрупповой формах. В кабинете имеется компьютер, принтер, сканер. Проведен интернет для организации дистанционной работы с родителями (законными представителями).
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты для проведения практических занятий с детьми, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП) в ДОУ отсутствуют.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ отсутствуют.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для развития и оздоровления дошкольников созданы следующие условия:
ФИЗКУЛЬТУРНЫЙЗАЛоборудован для пребывания воспитанников в детском саду, в том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В зале имеются: шведская стенка, канат, веревочная лестница, ребристые доски для хождения, гимнастические скамейки, гимнастические маты, набор мягких модулей, турник, 2 баскетбольных кольца, 2 мишени, стойка для прыжков в высоту, дуги металлические, игровой инвентарь (мячи, скакалки, ленты на кольцах и др.)
БАССЕЙН: имеется чаша для купания детей, 2 душевые, 2 раздевальная, 2 туалета, игровое оборудование – мячи, доски для плавания, спасательные круги, нарукавники, надувные игрушки, мячи разного размера, тонущие игрушки, игры: волейбол и баскетбол на воде, дорожки для коррегирующей гимнастики – 4 шт).
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В детском саду обучаются дети с ОВЗ (ТНР); (ЗПР).Для данной категории детей разработаны АООП для детей с ОВЗ (ТНР); АОП для ребенка с ЗПР.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Вход в здание
детского сада оборудован пандусом
для инвалидных колясок.
Для передвижения
детей с ограниченными возможностями в условиях детского сада имеетсядетская складная инвалидная
кресло-коляска.
Помещения детского сада (вход в здание, кабинет заведующего и кабинет зам. зав. по ХЧ) оборудованы информационными табличками со шрифтом Брайля.
Для слабослышащих имеется индукционная система переносная ИЦР-2.
У центрального входа на территорию образовательной
организации на парковке автомобилей выделено специализированное машино-место для транспортного средства инвалида
(обозначено дорожной разметкой по ГОСТ Р 51256 и дорожным знаком по ГОСТ Р
52289 и ГОСТ Р 52290)
Специальные условия питания
В МАДОУ имеются пищеблок, помещения для хранения продуктов. Непосредственный прием пищи осуществляется в групповых помещениях. Пищеблок паспортизирован. Организация питания осуществляется в соответствии с СП 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" от 27.10.2020 и единым четырехнедельным меню для детей от 1 до 7 лет , разработанным с учетом физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания детей раннего возраста, утвержденного заведующим учреждения. На каждое блюдо разработаны технологические карты.
Воспитанники получают пяти разовое питание: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин в соответствии с режимом дня МАДОУ.
Дети с пищевой аллергией (на основании медицинской справки) питаются по индивидуальному меню в соответствии с санитарными правилами и нормами.
Специальные условия охраны здоровья
Специальных условий охраны здоровья для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ нет. Имеется медицинский кабинет. В ДОУ функционирует ППк, работают специалисты сопровождения: педагог - психолог, учитель - логопед.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Официальный сайт ДОУ адаптирован для лиц с нарушением зрения (версия для слабовидящих).
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования в ДОУ нет.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитий, интернатов в ДОУ нет.
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Наличие жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.